Обучение

Чувашский музыкальный фольклор

Событие завершилось
18+

Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления профессиональных сочинителей музыки — композиторов. Песни и наигрыши украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение веков одни из песен забывались, другие возрождались. Чувашская народная музыка сохранила в себе традиции одной из древних и самобытных устных музыкальных культур.

Песня — самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности.

Многие ученые и исследователи отмечали очень высокое развитие музыкального искусства чувашей. Существуют записи нескольких десятков тысяч чувашских народных песен. В древности каждый чуваш умел петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. Народные чувашские песни слагали крестьяне и рассказывали в них о своей жизни и своей любви — любви к своей семье, отцу-матери, родне, соседях, Родине.

Чаще всего чувашские песни исполняли в несколько голосов, как бы составляя небольшие хоры. По чувашским традициям, в исполнении песен соблюдалось правило, по которому «младшие поют о старших», старейшие пели о божествах.

Русский писатель -Михайловский в своей книге «Несколько лет в деревне» описывает хоровод чувашских девуше.

«Я смотрел, как они подходили: уверенно, плавно, спокойно.

Они смотрели перед собой и пели.

— О чем они поют?

— Без слов поют, — отвечал нервно старик, — так будут петь они, когда после смерти пойдут к Турă. Они будут смотреть прямо в глаза и на голос пойдут…

Так и живем мы: пашем землю, круглый год работаем, а весна придет, опять веселимся. Мы любим землю. От нас обиды никому нет. Мы все весело с музыкой, с песнями делаем: работаем, празднуем, а смерть придет — умираем…».

Фольклорное движение в Чувашии

Сейчас в Чувашии создается большое количество фольклорных коллективов. Они создаются в городах и селах, в местах с сохранившимися местными песенными традициями и там где уже произошло влияние нескольких традиций и трудно выделить какую-то одну. У них разные возможности и разные цели.

Лучшие фольклорные, танцевальные, инструментальные, певческие коллективы регионов России, ближнего зарубежья, Чувашии можно увидеть на фестивале «Родники России», который проводится каждый год 24 июня в рамках празднования Дня Республики. Главная миссия фестиваля — дарить радость общения средствами вербального и невербального выражения культуры.

Лидером движения ныне является народный фольклорный ансамбль «Уяв». Основателем и руководителем коллектива является заслуженный работник культуры Чувашской Козлова. В репертуаре ансамбля гостевые, свадебные, посиделочные, рекрутские, хороводные песни и частушки разных этнографических групп чувашей . Ансамбль периодически выезжает с выступлениями в Татарстан, Башкортостан, Ульяновскую, Самарскую и Саратовскую области, пополняет репертуар фольклорными песнями разных регионов. Зинаида Алексеевна в 1984 году организовала детский фольклорный ансамбль “Пилеш”, при национальном лицее-интернате им. .

Чувашский фольклорный ансамбль «Шуçăм» («Заря»), руководимый Дианой Семеновой, создан в  года в Чебоксарах. Цель ансамбля —  аутентичное исполнение народных песен и танцев чувашей, сохранение и развитие чувашской национальной культуры, традиций, обычаев и обрядов. Песни и танцы исполняются под  традиционных чувашских музыкальных инструментов (гармонь, барабан и др.). Артисты выступают в национальных костюмах этнографических групп чувашей.

Планы «Шуçăм» связаны с налаживанием творческих связей с деятелями культуры других народов, укреплением межнациональной дружбы методами «народной дипломатии». Ансамбль «Шуçăм» — творческий коллектив, концертирующий по стране и за рубежом, дарящий слушателям других культур уникальную мелодику чувашских народных песен .

Народно-инструментальная музыка

С древних времен чуваши сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные свойства. К примеру, пишет: «Думают чуваши, по своему суеверию, пузырник может колдовать и привораживать силою пузыря…». Музыка и музыкальные инструменты присутствовали у них всегда, они сопровождали человека от рождения до конца его жизни и непременно использовались в различных ритуальных действиях и церемониях. В литературе об этом сказано: «У чуваш, даже у бедняков, не бывает ни одного домашнего праздника, ни одних похорон и поминок, на которых не хрипела бы сосновая трехструнная скрипка».

Для чувашей было характерно также ансамблевое музицирование, высокая музыкальная культура. В 18 веке отмечает, что чуваши любили играть на различных инструментах, как бы создавая оркестр. В книге говорится: «Ансамблевая игра на различных музыкальных инструментах была характерна для чуваш с древних времен». Такие оркестры возникали на свадьбах, ярмарках, молодежных и масленичных гуляниях, пирушках.

В данное время новые явления наблюдаются в области народно-инструментальной музыки. Наиболее благополучно обстоит дело с исполнительством на гармошках, но почти утеряны как индивидуальные, так и ансамблевые традиции игры на когда-то популярных гуслях, скрипках, волынках. Народных мастеров игры на этих инструментов очень мало. В последние годы в качестве исполнителя и пропагандиста чувашских музыкальных инструментов успешно выступают всего несколько людей и коллективов.

Ансамбль «Сăрнай» при Новочебоксарском ДК «Химик». бережно сохраняет народно-песенную культуру Чувашии. Участники ансамбля кроме вокального искусства владеют игрой на традиционных народных инструментах (гусли, сӑрнай, палнай, глиняные свистульки, варган, свирель, ударные инструменты и т. д.)., «Сӑрнай» систематически проводит выездные сольные концертные программы, является постоянным участником городских и республиканских мероприятий. Руководитель коллектива Николай Лазаревич Эриванов плодотворно работает как исследователь и изготовитель чувашских народных музыкальных инструментов, таких как палнай (флейта Пана), сăрнай и шăпăр (оба инструмента из рода волынки), тăм шăхлич (свистулька глиняная).

Юные музыканты народных инструментов «Эревет» объездили немало городов, не раз выступали в российской столице, по приглашению оргкомитета детского фестиваля тюркского мира четыре раза побывали с концертами в городах Турции. Федотова называют мастерской по сохранению чувашской национальной инструментальной культуры, потому что детей и подростков здесь учат игре на чувашских и русских музыкальных народных инструментах, разучивают с ними народные песни и танцы. Умеют играть на свистульке, волынке или чувашском пузыре, который Сергей Васильевич умеет мастерить сам.

В последние годы в качестве исполнителя и пропагандиста чувашских музыкальных инструментов успешно выступает представитель современного городского молодежного фольклорного движения Виталий Адюков. Он не только выступает на концертах с народными песнями, играет на всех народных музыкальных инструментах, которые изготавливает сам. Музыкант проводит мастер-классы со школьниками в школах, музеях, рассказывает о чувашских народных инструментах.

Инструментарий в чувашской народной музыке очень богат и необычен, в нем представлены практически все известные группы инструментов — тут и струнные, и духовые, и ударные. Важнейшие компоненты чувашского фольклорного оркестра — это параппан (барабан). Ни одна свадьба не обходится без этого инструмента. И считается, что этот инструмент оберегает от сглаза и нечистой силы. Кĕсле — что-то типа шлемовидных гуслей. У кĕсле около 20 струн, корпус изготавливается из клена и ели, иногда применяют вяз, используют металлические струны . Шăпăр — разновидность пастушьей волынки. Разновидность волынки — сăрнай. Их использовали для изгнания нечистой силы, на нем играли и танцевальный репертуар на свадьбах. Тăм шăхлич — инструмент из глины, предварительно обожженной в печи — нечто вроде керамической окарины в традиционной форме утки. Тутут (жалейка) небольшой духовой инструмент с раструбом из коровьего рога. Шăхлич, продольная флейта со свистковым механизмом или без свистка — тогда воздух вдувается наискосок и рассекается об острый край верхнего конца инструмента. Сĕрме-купас , на которой с большим успехом исполняют народные мелодии, ранее типичные только для шăпăра и шăхлича. Любят чуваши и балалайку, ее здесь называют тумра или тăмра. Не осталась вне поля зрения любителей хорошей музыки и гармонь (хут купас), которая прочно вошла в состав типичного фольклорного оркестра .

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна