Выставки

Борис Плотников

С 3 апреля по 30 июня 2024
Бесплатно

Борис Григорьевич Плотников родился в Невьянске — городе в Свердловской области, известном своими династиями иконописцев-старообрядцев. Искусство, музыка, литература с самого начала были для него родной средой — Плотников мечтал стать пианистом, но в консерваторию его не приняли, и он выбрал актерскую стезю. Окончил Свердловское театральное училище, а позже — филологический факультет Уральского университета. Его утонченный, интеллигентный, одухотворенный облик диктовал определенный выбор ролей — в Свердловском ТЮЗе за Плотниковым закрепилось амплуа романтического героя. Он был Фердинандом в «Коварстве и любви», Арамисом и герцогом Бэкингемом в «Трех мушкетерах», Володей, однополчанином Бориса, в «Вечно живых».

Жизнь молодого актера изменила кинорежиссер Лариса Шепитько — она позвала Плотникова сыграть главную роль в фильме «Восхождение» по военной повести Василя Быкова. Его Сотников, бывший учитель, партизан, пойманный фашистами и восходящий на свою Голгофу, незабываем. Духовная сила Сотникова поражала, его чистый, одновременно кроткий и непреклонный взгляд отпечатался в душе каждого зрителя.

В 1978 году Борис Григорьевич переехал в Москву. Театр Сатиры, куда он устроился, переживал в то время пик своей популярности, но тонкое, интровертное, внутренне напряженное дарование Плотникова не слишком вписывалось в экспрессивную режиссуру Валентина Плучека. Впрочем, он сыграл Петю Трофимова в камерном «Вишневом саде» — одном из самых глубоких (при этом недооцененных) спектаклей Валентина Николаевича. Лопахиным там был Андрей Миронов. Миронов с удовольствием занимал Плотникова в собственных режиссерских работах: Борис Григорьевич сыграл Глумова в комедии Островского «Бешеные деньги», участвовал в постановке пьесы Салтыкова-Щедрина «Тени», которую Андрей Миронов как режиссер выпустил незадолго до своего внезапного ухода из жизни.

В 1988 году он перешел в Театр Советской Армии, где его дар был по-настоящему оценен. В спектакле Леонида Хейфеца «Павел I» он играл Александра I, и их дуэт с Олегом Борисовым — Павлом — потрясал. Князь Мышкин в «Идиоте» и Алексей Иванович в «Игроке» Достоевского, Яго в «Отелло» Шекспира и Гарпагон в «Скупом» Мольера, Барон в «На дне» Горького и Неизвестный в «Маскараде» Лермонтова… Москва ходила «на Плотникова».

Он был одним из первых, кого Олег Табаков, возглавив Художественный театр, пригласил в труппу. Их уже объединяла работа в «Табакерке» — там с 1997 года Борис Григорьевич играл главные роли в «Камере обскура» и «Прощайте… и рукоплещите!». Первой ролью на мхатовской сцене стал Маркиз де Шаррон в «Кабале святош» в 2001 году.

Затем были «Художник, спускающийся по лестнице» (Мартелло), «Количество» (Солтер), «Копенгаген» (Вернер Гейзенберг), «Чайка» (Дорн), «Женитьба» (Жевакин). Параллельно артист сотрудничал с театром «Et Cetera», выступал с авторскими вечерами, посвящёнными поэзии Серебряного века и русскому романсу, и буквально до последних дней продолжал выходить на сцену Театра Олега Табакова: там им сыграны десять ролей, в том числе Войницкий, Собакевич, Чебутыкин… Последняя премьера с его участием состоялась в 2020 году — в спектакле Владимира Машкова «И никого не стало» Борис Плотников сыграл судью Уоргрейва.

Борис Григорьевич был актером с тайной и подлинным аристократом духа. Как и многие его герои, и в искусстве, и в жизни он шел особым путем, не подстраиваясь под стремительный век и не размениваясь на суету. При этой особости, даже обособленности, он был чутким партнером и великолепным ансамблистом, настоящим мастером и рыцарем сцены.

Расписание
14 мая

Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Музей МХАТ» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна