Выставки

Выставка «Волжский свет»

Событие завершилось

Выставка произведений В.И. Кашкина в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова не случайна. Интересен тот факт, что в 1920-х годах среди художников и преподавателей художественного училища родилось предложение открыть во флигеле В.Э. Борисова-Мусатова музей «Нового искусства имени художника В.Э. Борисова-Мусатова».

Почти столетие отделяет нас от этой идеи. Современные выставочные проекты мемориального музея В.Э. Борисова-Мусатова как бы возрождают утраченные традиции, протягивают нити преемственности между поколениями саратовских художников:

Живописные произведения Владимира Кашкина, представленные на выставке, отражают разные направления его творчества. За свою недолгую жизнь В.И. Кашкин проделал стремительную творческую эволюцию, оставив после себя прекрасные образцы лирического пейзажа. В жизнерадостных, красочных произведениях замечательного саратовского мастера отражены колорит эпохи, приметы времени, непреходящая красота природы.

Критики 1920-х годов, современные искусствоведы единодушно отмечали колорит, особый свет, наполняющий этюды и картины художника, лиризм многих его произведений. Это не удивительно. Ученик А.И. Савинова, П.С. Уткина, В.М. Юстицкого он органично впитал в себя традиции французского импрессионизма, ощутил влияние В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова.

Во многих произведениях художника слышны нотки влияния французской живописной культуры. В натюрморте «Осётры и севрюга», 1930, при помощи искромётного колористического решения переданы роскошные дары Волги, в «Голубом пейзаже», 1927, торжествует глубокий синий цвет, вызывают восторг ослепительно-белые «Яхты», 1936, отражающие особый фиолетово-синий волжский свет.

В простых деревенских пейзажах, выполненных в пленэрно-декоративной манере, «Пейзаж с курами», «На пруду», «Пейзаж с белыми домами», «Весенний пейзаж» угадывается особое лиричное настроение, созвучное с живописью П.С. Уткина. Но в произведениях В.И. Кашкина проявляется и радостное, праздничное начало жизни. В картинах присутствует красный цвет, который как бы «зажигает» полотно, заставляет его звучать ярче. Даже в этюде «Волга осенью», где при помощи изобразительных приёмов мастерски передаются хмурость, ветреность, свежесть волжского дня, горит капелька красного — флажок на буксирном пароходике.

Тема Волги ключевая в творчестве художника. Пейзажи «На Волге», «Лодочная пристань» и другие объединяют точное композиционное решение, передающее особенности нижневолжского пейзажа: безграничность небесной и водной глади, отделённые друг от друга тонкой полоской земли, где взгляд невольно убегает за горизонт. Передний план заполняют постройки, причалы, баржи, фигурки людей, составляющие кипучую, пёструю береговую жизнь. В камерных работах «Пруд на станции Малаховка», 1936, «Купание на реке» художник подчёркивает гармонию природы и жизни людей.

Советское время требовало от художников, писателей, композиторов прямого участия в отражении меняющейся действительности. Вспомним слова Владимира Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть». Существовал идеологический диктат тем, несущий, казалось бы, благую цель: отразить нарастающую мощь советского труда. Лучшие произведения того времени, посвящённые индустриализации огромной страны, обладают своей бесспорной эстетикой. Объективно, в этих полотнах художники сохранили для истории величие и трагизм эпохи, передали колоссальное напряжение человеческих сил.

Гул времени, обжигающий жар «горячего» цеха — сюжет картины В.И. Кашкина «Заводской цех». Но и здесь художник верен себе. В картине нет нарочитой бравурности и фальшивого оптимизма. Отражая рабочие заводские будни, она решена в любимом для художника цветовом решении, полном прозрачности и света, слегка декоративна.

«Ремонт буксирных пароходов», 1933, пожалуй, тоже можно отнести к теме труда и человека, однако доминанта оттенков красного цвета, композиция произведения, некоторая декоративность изображения подчеркивают преобладание живописного начала картины.

Лирическим восприятием мира наполнены «Пушкинская площадь. Москва», «На Сретенском бульваре», 1937, написанные художником в последний год жизни в Москве.

Выставка В.И. Кашкина «Волжский свет» — подарок для саратовцев и гостей города. Это прекрасная возможность увидеть произведения замечательного мастера саратовской школы в камерных стенах Мусатовского музея.

Сведения предоставлены организацией Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна