Войти Версия для слабовидящих

Древнерусская архитектура

История древнерусского зодчества насчитывает семь веков.

Решение князя Владимира Святого о принятии в 988 году христианства в его восточном варианте сделало Киевскую Русь частью богатой многовековой христианской культуры, развивавшейся в Византийской империи. Греческие мастера, ставшие создателями первых каменных храмов в Киеве, Чернигове, Новгороде, перенесли на Русскую землю крестово-купольный тип храма. Этот вид церковного сооружения стал главным в русской архитектуре на многие столетия. Облик русского храма определяли возвышавшиеся над церковным объемом купола на стройных барабанах, крестообразно расположенные коробовые своды, осенявшие интерьер, мозаики и фрески, а также выразительные иконные образы, которые украшали внутреннее пространство.

В XII веке, когда единое русское государство оказалось разделенным на отдельные княжества, начался процесс формирования местных архитектурных школ. Разнообразные выразительные архитектурные решения храмов Чернигова и Смоленска, Владимира и Гродно возникли на стыке византийских и романских традиций, основой которых являлась крестово-купольная система.

Вторжение татаро-монгольских войск в 1240 году, разрушение оказывавших сопротивление городов привело к прекращению каменного строительства на несколько десятилетий. Каменное зодчество в Новгородском и Тверском княжествах конца XIII–XV веков, псковская, раннемосковская архитектура XIV–XV веков дают возможность оценить новые стилистические находки, выразившие представления о храмовом зодчестве в этих княжествах.
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, а также возведение итальянскими зодчими соборов Московского Кремля при великих князьях Иване III и Василии III в конце XV — первой трети XVI веков повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Стилевые особенности Успенского и Архангельского соборов узнаются в облике храмов XVI–XVII веков, создававшихся в Новгороде, Дмитрове, Ярославле, Вологде, Астрахани и других русских городах.

В XVII веке, после Великой смуты, строятся храмы, являвшиеся памятниками победе над польскими завоевателями. Их формы повторяют узнаваемые церковные сооружения предыдущего столетия, подчеркивая непрерывность духовной традиции Древней Руси. Царское строительство в Кремле, в котором принимали участие зарубежные мастера, в том числе выходцы из Шотландии, преобразило исторический центр столицы. Надстройка Спасской башни, возведение Теремного дворца, кремлевских дворцовых церквей повлияло на вкусы аристократии и богатого купечества, что сказалось на формировании стиля, получившего название «дивное узорочье», который стал символом Руси XVII века.

«Нарышкинский стиль», или «московское барокко», определившие облик русских городов и монастырей конца XVII века, стал последним взлетом древнерусского зодчества.
Русская архитектура XV–XVI веков | Архитектура западнорусских земель XII — начала XIII века | Архитектура времен князя Владимира и князя Ярослава Мудрого | Новгородское зодчество XII — начала XIII века
Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть