Что такое золотой век
русской литературы?

Отвечает Полина Пендина, автор портала «Культура.РФ»
Что такое золотой век русской литературы?
Отвечает Полина Пендина,
автор портала «Культура.РФ»
Под золотым веком русской литературы подразумевают XIX век. Само определение «золотой век нашей словесности» впервые дал критик Петр Плетнев. Автором, который открыл новый этап отечественной литературы, Плетнев считал Василия Жуковского.
Соединяя превосходный дар с образованнейшим вкусом, глубочайшее чувство поэзии с совершенным познанием таинств языка нашего, все правила стихотворства со всеми его видоизменениями и отступлениями от условий места и времени, он дал нам почувствовать, что поэзия, кроме вдохновения, должна покоряться труднейшему искусству: не употреблять в стихе ни одного слова слабого или неравносильного мысли, ни одного звука неприятного или разногласного с своим понятием, ни одного украшения преувеличенного или принужденного, ни одного оборота трудного или изысканного.
Петр Плетнев. «Письмо к графине С. И. С. о русских поэтах»
В список «золотых» классиков вошли Лев Толстой, Федор Достоевский, Иван Тургенев и другие.
В начале XIX века начали складываться новые языковые нормы. Николай Карамзин, историк и литератор, одним из первых стал сближать разговорный и литературный языки в своих работах. Сторонниками таких изменений были представители молодого поколения — Василий Жуковский, Александр Пушкин, Петр Вяземский. В 1815 году они создали общество «Арзамас» в противовес консервативному объединению «Беседа любителей русского слова». В последнее входили Гавриил Державин, Александр Шаховской и другие литераторы, которые считали главными жанрами литературы оду, серьезные религиозные и исторические произведения.

В 1863 году в знаменитом «Современнике» вышла статья Максима Антоновича «Литературный кризис». Критик писал:
В начале XIX века начали складываться новые языковые нормы. Николай Карамзин, историк и литератор, одним из первых стал сближать разговорный и литературный языки в своих работах. Сторонниками таких изменений были представители молодого поколения — Василий Жуковский, Александр Пушкин, Петр Вяземский. В 1815 году они создали общество «Арзамас» в противовес консервативному объединению «Беседа любителей русского слова». В последнее входили Гавриил Державин, Александр Шаховской и другие литераторы, которые считали главными жанрами литературы оду, серьезные религиозные и исторические произведения.

В 1863 году в знаменитом «Современнике» вышла статья Максима Антоновича «Литературный кризис». Критик писал:
В литературе раздавались, по-видимому, энергичные голоса, старавшиеся нарушить покой тупого самодовольства, расшевелить апатию и разогнать лень; везде слышался призыв к самоотверженной деятельности на пользу общего дела и для блага любезного отечества. Публику бесконечно радовало такое состояние литературы и приводило в восторг это согласие, нигде не виданное литературное шествие к одной цели, этот дружный, почти фантастический крестовый поход против всего, что враждебно литературе и обществу и что мешает их развитию. Поистине, то был золотой век нашей литературы, период ее невинности и блаженства!
Антонович говорил о литературе начала века, сочинениях Александра Пушкина, Николая Гоголя, Евгения Баратынского, Ивана Крылова, но позже литературоведы стали называть золотым весь XIX век. В список «золотых» классиков вошли Лев Толстой, Федор Достоевский, Иван Тургенев и другие. Писатель Валентин Катаев говорил, что золотой век словесности начался с рождением Пушкина и закончился со смертью Чехова.

Именно в этот период в отечественной литературе появились новые типы героев: например, «маленький человек» — Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина или Акакий Башмачкин из «Шинели» Гоголя; «лишний человек» — Евгений Онегин. В начале столетия в искусстве чувствовалось влияние европейского романтизма. Герои-романтики всегда противопоставляли себя обществу и мечтали жить в собственном идеальном мире. Ярким примером такого персонажа исследователи считают Мцыри из одноименной поэмы Михаила Лермонтова.

Однако уже к середине XIX века появился и начал активно развиваться русский реализм. Его последователи затрагивали общественно-политические проблемы и правдиво описывали жизнь, их героев отличали тонкий психологизм, моральные искания. Многие произведения этой эпохи стали золотой классикой русской литературы: «Война и мир» Льва Толстого, «Преступление и наказание» Федора Достоевского, «Отцы и дети» Ивана Тургенева и другие.


Материалы по теме