КАК ВЕРДИ СТАЛ ПОПУЛЯРЕН
В РОССИИ?

Отвечает Екатерина Алтынпара,
служба внешних коммуникаций театра «Новая опера»

КАК ВЕРДИ СТАЛ ПОПУЛЯРЕН
В РОССИИ?

Отвечает Екатерина Алтынпара,
служба внешних коммуникаций театра «Новая опера»
Музыку Джузеппе Верди петербургская публика впервые услышала в сезоне-1845/46 в репертуаре итальянской оперы.
26-летний итальянский композитор Джузеппе Верди стал знаменитым в 1839 году, после громкого успеха оперы «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо». С этого момента новые сочинения Верди начали ставить оперные театры не только в Италии, но и по всей Европе. И вскоре о модном композиторе узнали и в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.

Российская оперная сцена всегда следовала мировым трендам. В середине XIX века итальянская труппа ставила в Петербурге популярные оперы Антонио Россини, Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. Французская труппа представляла сочинения Джакомо Мейербера, Шарля Гуно, Жака Оффенбаха и других композиторов.

Музыку Джузеппе Верди петербургская публика впервые услышала в сезоне-1845/46 в репертуаре итальянской оперы. Михайловский театр представил оперу «Ломбардцы» — историю любви на фоне Первого крестового похода. Зрители высоко оценили постановку, а литературно-художественный журнал «Пантеон» писал:
26-летний итальянский композитор Джузеппе Верди стал знаменитым в 1839 году, после громкого успеха оперы «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо». С этого момента новые сочинения Верди начали ставить оперные театры не только в Италии, но и по всей Европе. И вскоре о модном композиторе узнали и в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.

Российская оперная сцена всегда следовала мировым трендам. В середине XIX века итальянская труппа ставила в Петербурге популярные оперы Антонио Россини, Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. Французская труппа представляла сочинения Джакомо Мейербера, Шарля Гуно, Жака Оффенбаха и других композиторов.

Музыку Джузеппе Верди петербургская публика впервые услышала в сезоне-1845/46 в репертуаре итальянской оперы. Михайловский театр представил оперу «Ломбардцы» — историю любви на фоне Первого крестового похода. Зрители высоко оценили постановку, а литературно-художественный журнал «Пантеон» писал:
Шестой оперой нынешнего сезона были «I Lombardi alla prima crociata» ["Ломбардцы в Первом крестовом походе"]. <…> Верди первый раз является на нашей сцене. Публика была оперой очень-очень довольна. Судя по этой опере, от Верди можно ожидать многого, и, благодаря Дирекцию за то, что она познакомила нас с этим композитором, мы не можем не изъявить нашего желания узнать на будущее время и другие оперы синьора Верди.

В следующих годах в Петербурге все чаще ставили Верди — пять-шесть опер за театральный сезон. Композитор Игорь Стравинский вспоминал, что на петербургской сцене регулярно шли «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Аида» и — «что было особой удачей» — «Отелло». А композитор и критик Александр Серов в одной из статей писал: «Еще Верди! Опять Верди! Все Верди! Везде Верди!», «Слушают у нас, например, «Un ballo in maschera» [«Бал-маскарад»] Верди. Какое кому дело до пьесы, до интриги, до характеров — все ждут соло Тамберлика (тенор Энрико Тамберлик, один из самых популярных исполнителей своего времени. — Прим. ред.) в квинтете и еще всего важнее — арию Грациани (тенор Лодовико Грациани. — Прим. ред.) перед портретом».

К 1860-м годам «вердимания» в России достигла таких масштабов, что Дирекция императорских театров во главе с Андреем Сабуровым заказала композитору оперу. Так появилась «Сила судьбы». В одном из писем Верди рассказывал о замысле:
Хотел бы заняться оперой для Петербурга, но необыкновенная жара, воцарившаяся здесь (имеется в виду Буссето, Италия. — Прим. ред.), лишает меня возможности прилежно работать. Сюжет заимствован не у Марти­неса де ла Росы. Это «Сила судьбы» герцога де Ривас. Драма величественна, своеобразна и огромна; мне она очень нравится, но я не знаю, найдет ли в ней публика все то, что нахожу я. Точно одно: это нечто выдающееся.

Премьера постановки состоялась 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1862 года в Большом Каменном театре. Изначально представить «Силу судьбы» планировали в 1861 году, Верди даже приехал в Петербург на репетиции — однако исполнительница партии Леоноры серьезно заболела. В письме к Леону Эскюдье, французскому музыковеду и издателю, композитор писал: «…вместо того чтобы поставить оперу с артисткой столь слабого здоровья, как Лагруа, или с другой, совсем не подходящей для данной роли, я предпочитаю потерпеть убыток в четыре тысячи и вернуться в Петербург в будущем сентябре с тем, чтобы поставить оперу в середине ноября».

Это намерение Верди реализовал — и в 1862 году вновь посетил Россию: примерно в это время был сделан необычный фотоснимок композитора в меховой шапке и шубе. О премьере он писал Эскюдье: «Состоялось три представления «Силы судьбы» при переполненном театре и с отличным успехом».

Музыка Джузеппе Верди в России популярна и в наши дни. Однако на российской сцене никогда не ставили оперу «Стиффелио» — одно из самых известных и скандальных произведений композитора. Она была написана в 1850 году и положила начало жанру лирической драмы второй половины XIX века. Именно после ее успеха Верди создал знаменитую триаду: «Риголетто» — «Трубадур» — «Травиата». Однако «Стиффелио» попал под жесткую цензуру, и в итоге постановка оказалась забыта на целый век. Партитуру оперы, считавшуюся утерянной, обнаружили в Неаполитанской консерватории только в 1960-х годах — и со временем «Стиффелио» снова появился в репертуаре европейских театров.

Российская премьера забытого сочинения Верди состоялась только в 2020 году. В Московском театре «Новая Опера» им. Е.В. Колобова опера прозвучала в концертном исполнении, а в сентябре 2022 года театр представил первую полноценную постановку. Режиссер Екатерина Одегова и художник Этель Иошпа выбрали главной темой спектакля кризис веры главного героя — протестантского священника Стиффелио, переживающего измену жены Лины. «Стиффелио» в «Новой Опере» оформлен лаконично — в черно-белых тонах и в эстетике кино середины прошлого века, а костюмы героев вдохновлены дагеротипами Викторианской эпохи. Ближайшие показы «Стиффелио» состоятся 29 ноября и 1 декабря.
Материалы по теме