КАК ПОЯВИЛСЯ
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР?

Отвечает Оксана Маякова,
автор портала «Культура.РФ»
КАК ПОЯВИЛСЯ
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР?

Отвечает Оксана Маякова,
автор портала «Культура.РФ»
Первым инклюзивным театром эксперты считают московский Театр мимики и жеста.
Инклюзивным театром называют направление современного театра, которое задействует в постановках актеров с различными особенностями, например людей с ДЦП и аутизмом, слабослышащих и слабовидящих.

Термин «инклюзия» происходит от латинского inclusio — «включение, вовлечение». Он означает процесс активного включения в социум людей с инвалидностью.
Инклюзия предполагает не благотворительность, а работающий социальный лифт. Так, в театре актеры получают отличную возможность реализовать свой потенциал, создают интересные проекты и получают оплату за свой труд.

Первым инклюзивным театром эксперты считают московский Театр мимики и жеста. Он открылся в 1962 году (по другой версии — в 1963 году) и стал первым в мире стационарным театром для неслышащих актеров.

Директор театра Николай Чаушьян писал, что проект зародился даже раньше, в начале ХХ века. В 1920-е годы в Москве работали два клуба глухонемых, и один из них стал известен любительскими театральными постановками. Руководил драмкружком актер Мамикон Казанянц, который до революции снимался в немом кино. В первые годы участники постоянно сталкивались с трудностями. Участница кружка Евгения Минасова вспоминала: «Помещения не отапливали, репетировались в пальто, обогревались печкой-буржуйкой, кипятком».

Однажды актеры ставили спектакль «Коварство и любовь» по Шиллеру. В это время по улице шел немецкий кинорежиссер Эрвин Пискатор. Заглянув в окно, он увлекся действом, вошел в помещение и в итоге посмотрел всю постановку. В конце мастер поздравил артистов с успехом и написал отзыв:
Инклюзивным театром называют направление современного театра, которое задействует в постановках актеров с различными особенностями, например людей с ДЦП и аутизмом, слабослышащих и слабовидящих.

Термин «инклюзия» происходит от латинского inclusio — «включение, вовлечение». Он означает процесс активного включения в социум людей с инвалидностью. Инклюзия предполагает не благотворительность, а работающий социальный лифт. Так, в театре актеры получают отличную возможность реализовать свой потенциал, создают интересные проекты и получают оплату за свой труд.

Первым инклюзивным театром эксперты считают московский Театр мимики и жеста. Он открылся в 1962 году (по другой версии — в 1963 году) и стал первым в мире стационарным театром для неслышащих актеров.

Директор театра Николай Чаушьян писал, что проект зародился даже раньше, в начале ХХ века. В 1920-е годы в Москве работали два клуба глухонемых, и один из них стал известен любительскими театральными постановками. Руководил драмкружком актер Мамикон Казанянц, который до революции снимался в немом кино. В первые годы участники постоянно сталкивались с трудностями. Участница кружка Евгения Минасова вспоминала: «Помещения не отапливали, репетировались в пальто, обогревались печкой-буржуйкой, кипятком».

Однажды актеры ставили спектакль «Коварство и любовь» по Шиллеру. В это время по улице шел немецкий кинорежиссер Эрвин Пискатор. Заглянув в окно, он увлекся действом, вошел в помещение и в итоге посмотрел всю постановку. В конце мастер поздравил артистов с успехом и написал отзыв:
Спектакль в исполнении коллектива глухонемых произвел на меня незабываемое впечатление. Герои великого Шиллера ожили на сцене. Необычайная мимика глухонемых, мастерство и пластичность жеста заставляют нас, слышащих, учиться у них.
Вплоть до 1960-х театр развивался и к 1963 году стал стационарным: из тесного помещения труппа переехала в просторное здание со зрительным залом на 700 мест.

В других странах в те же годы шли похожие процессы. Например, в США в 1967 году заработал Национальный театр глухих, где ставили спектакли одновременно на языке жестов и с устной речью.

В 1974 году в Лондоне открылся знаменитый детский театр с забавным названием Chickenshed — в переводе с английского «Курятник». Когда он только появился, организаторы Мэри Уорд и Джо Коллинз хотели работать на независимой площадке и искали помещение. Тогда поклонница проекта леди Элизабет Бинг предложила использовать пустующий курятник на своей земле. Дети, которые занимались в театре, говорили: «Мы идем в курятник» — и название прижилось.

«Курятник» стремился популяризировать идею о том, что искусство доступно каждому. В коллектив принимали всех желающих, а в начале 1980-х в постановке сыграл мальчик с церебральным параличом. «Если мы открыты для всех, — спрашивали подростки, — то почему у нас нет никого, подобного ему?» Этот момент стал поворотным для театра, который с тех пор вырос в крупный инклюзивный проект.

В конце ХХ века инклюзивные театры продолжали развиваться. Так, в 1990 году в России открылось специальное высшее учебное учреждение, где обучались театральные специалисты с инвалидностью, — Государственный специализированный институт искусств (сегодня — Российская государственная специализированная академия искусств). В 1999 году появился Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр». В 2000 году в Москве заработал «Театр простодушных», труппу которого составили актеры с синдромом Дауна. А в 2017 году на базе фонда слепоглухих «Соединение» возник Центр творческих проектов «Инклюзион».

Театральный критик Галина Брандт писала, что иногда у зрителей возникает вопрос: «Почему это театр? Какое это имеет отношение к театру? К искусству вообще?» Ответ она дает такой: «…потому что это новый вызов. Потому что институт театра, та конвенция театральности, которая с XVII, кажется, века существует в европейском сознании, перестает быть адекватной для современности моделью описания».

В наши дни инклюзивный театр считается признанной формой искусства, поскольку одна из его задач — знакомить людей с миром во всем его многообразии, показывать красоту и гармонию всеми доступными способами.
Материалы по теме