ЛУЧИ́ЗМ

ЛУЧИ́ЗМ
Лучизм — это авангардное направление в русском искусстве начала XX века. Термин, образованный от слова «луч», придумал в 1910-х годах русский авангардист Михаил Ларионов.

В 1906 году Ларионов посетил выставку британского художника Уильяма Тернера в Лондоне. Тернер был известен своей «поэтической живописью» — абстрактными пейзажами с небольшим количеством деталей и яркими красками. После этого Ларионов начал разрабатывать собственную технику, основанную на экспериментах с цветом и преломлении света. Он опирался на последние достижения науки, в том числе на эффект рентгеновского излучения. Художник стремился изобразить не предметы, а лучи, которые от них отражаются. Ларионов дал новому направлению такое определение: «Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой».

На выставке 1909 года в Москве Михаил Ларионов представил первую работу в этом стиле — картину «Стекло». А вскоре в России стали появляться и другие экспериментирующие с лучизмом художники, например Наталия Гончарова Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко, Сергей Романович.

В 1911 году Ларионов создал «Манифест лучизма», который подписали 11 художников — члены объединения «Ослиный хвост». Документ провозгласил основные принципы нового направления: изображать впечатление от предметов, а не сами предметы, не их внешнюю форму, а внутреннее содержание. Выражать его предполагалось с помощью цветных лучей, их преломления.

В первых работах Ларионова в этом стиле, например на полотнах «Петух» и «Дерево», еще угадывались первоначальные формы предметов. В дальнейшем художник доработал свою концепцию. Он создал «пневмолучизм», или «концентрированный лучизм», и его картины стали абстрактным изображением лучей. В них Ларионов добавлял элементы коллажа, зашифровывал определенные символы. При этом он утверждал, что его полотна не такие рациональные, как работы Казимира Малевича. Ларионов строил их не на логике, а на эмоциях.

А вот Наталия Гончарова использовала не только прямые лучи, но и закругленные линии, геометрические фигуры. В 1913 году она написала в этом стиле портрет самого Ларионова.

Постоянных последователей у лучизма не было, но к стилю в последние годы творчества обращались Ларионов и Гончарова. Лучизм оказал большое влияние на развитие русского авангарда, супрематизма и конструктивизма.
Материалы по теме