Дорогой и красивый кокошник долгое время оставался важнейшей частью русского женского костюма. В середине XIX века, когда простую крестьянскую избу можно было справить за 100 рублей, за усыпанные жемчугом кокошники люди иной раз выкладывали от 2000 до 7000 серебром. Сегодня этот головной убор снова становится актуальным: он появляется в коллекциях лучших модных домов, его надевают на съемках и носят на светских мероприятиях. Рассказываем, почему кокошник вновь востребован, как отличить настоящий от стилизации и как он стал символом России.
Дорогой и красивый кокошник долгое время оставался важнейшей частью русского женского костюма. В середине XIX века, когда простую крестьянскую избу можно было справить за 100 рублей, за усыпанные жемчугом кокошники люди иной раз выкладывали от 2000 до 7000 серебром. Сегодня этот головной убор снова становится актуальным: он появляется в коллекциях лучших модных домов, его надевают на съемках и носят на светских мероприятиях. Рассказываем, почему кокошник вновь востребован, как отличить настоящий от стилизации и как он стал символом России.
Кокошник — старинный головной убор замужней женщины, один из символов русского костюма. Его название образовано от слова «кокошь» — «курица». Считается, что термин прижился из-за особой формы убора, напоминающей куриный гребень.
Сегодня не сохранилось исторических документов, которые бы точно рассказали о сакральном значении кокошников. Но эксперты отмечают, что отсылка к птице могла символизировать хорошее здоровье владелицы, способность родить много детей.
В части русских регионов убор назывался «кукушник», «кукуйник» или «кокуй». В словаре Владимира Даля записана поговорка, которую женщина слышала во время свадебных обрядов: «Вот тебе кокуй, с ним и ликуй». Эксперты отмечают, что кокошник мог ассоциироваться в народе не только с курицей, но и с другой плодовитой птицей — кукушкой.
На Руси головные уборы делились на две большие группы: девичьи, которые можно было носить только до замужества, и женские — после свадьбы. Девичьи венцы, ленты и повязки не закрывали прическу. Толстая коса была одним из главных достоинств красавицы, ее обязательно оставляли на виду у женихов. А вот в браке женщине полагалось тщательно прятать волосы, ни одна прядка не должна была выбиться из-под убора: это считалось позором, а иногда и дурным знаком, способным накликать беду.
Кокошник — головной убор замужней женщины. Старинные кокошники могут выглядеть по-разному, но обычно все их части скроены так, чтобы надежно прятать волосы.
Неизвестно, когда появились первые кокошники. В текстах они упоминаются лишь с XVII века, хотя похожие уборы могли встречаться и раньше. Также нет точных сведений, на какой основе они зародились. Чешский историк Любор Нидерле полагал, что убор пришел к нам из Византии или из татарского костюма. Но многие эксперты склоняются к версии, что кокошники все же выросли на славянской почве из более древних кички и сороки.
Большинство кокошников — это цельно скроенные головные уборы с твердым возвышением в передней части. В наше время самыми известными стали варианты с гребнем в виде треугольника или лунники в виде перевернутого полумесяца. Высокая и плотная основа делалась из нескольких слоев бумаги, картона, дерева или проклеенного холста. Сверху она обшивалась дорогой тканью. Переднюю часть мастерицы обильно украшали жемчугом, вышивкой из золотых и серебряных нитей, фольгой, стеклом и другими материалами. Заднюю часть, как правило, полностью покрывали вышитыми орнаментальными мотивами: колосьями, ветвями деревьев, цветами, птицами. Впрочем, вышивку часто закрывали красивым платком или иной тканью — такая традиция была сильна во многих регионах.
Эксперты до сих пор спорят, по каким признакам головной убор можно отнести к кокошнику. Кто-то выделяет гребень как главный элемент, но существуют кокошники и без него; кто-то — цельность кроя, но сохранились уборы и со множеством деталей. Какие-то кокошники могли называть в местах, где они впервые появились, «киками», «моршенями», «шапками со здоровканьем». Поэтому иногда возникает путаница с определениями. Кроме того, какие бы классификации ни вводились, всегда может найтись особый кокошник, который будет выбиваться из заданных параметров.
«Есть условная научная классификация [разделения уборов на кички, кокошники, сороки и другие]. И есть то, как каждый головной убор называли в месте бытования. Таким образом, кокошник может называться по-разному. Кокошник может называться кикою, кичка может называться кокошником, а еще часто кичка — это часть кокошника. В каждом конкретном случае ответ разный, а в большинстве случаев мы не знаем правильного ответа — он не был зафиксирован, когда головные уборы бытовали».
Искусствовед Андрей Боровский
В допетровские времена кокошники носили и знатные дамы, и крестьянки. Но в начале XVIII века Петр I велел подданным отказаться от традиционного русского платья и одеться в европейское. С той поры аристократки кокошников не надевали. Зато среди крестьянок, мещанок и купчих убор снискал большую любовь. И если сначала он входил в костюмный комплекс северных регионов и отчасти центральных земель, то в XVIII веке распространился и на юге.
Большинство старинных кокошников из музейных коллекций относятся к XVIII—XIX векам. Многие из них совершенно не похожи друг на друга. Столетиями убор менялся, распространялся на разных территориях, обретал местные черты. На огромной карте России в разных уголках сложились свои особенности кроя: где-то прижились кокошники с высоким и широким гребнем, где-то — похожие на цилиндры, где-то — на невысокую шапочку со сборками. Многое зависело от климата региона, доступных материалов и представлений жителей о красоте.
Алексей Тыранов. Портрет ржевской купчихи. Начало 1830-х
Тверская областная картинная галерея, Тверь
Алексей Венецианов. Портрет М.А. Венециановой в русском костюме. 1828
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петр Дрождин. Портрет купчихи в кокошнике. 1796
Тверская областная картинная галерея, Тверь
Кокошник — всегда очень нарядный и баснословно дорогой убор. Это предмет роскоши, который должен был вызвать восхищение окружающих. Его считали настоящей драгоценностью и бережно передавали от матери к дочери. Помимо прочего, он был весомой инвестицией: иные уборы, украшенные жемчугом и золотом, стоили как целый дом. Искусствовед Андрей Боровский говорил, что если делить кокошники на обычные и элитные, то можно выделить три степени дороговизны: «дорого, очень дорого, и запредельно дорого: ведь дешевый кокошник не имеет смысла, он не работает».
Женщины крайне редко шили кокошники самостоятельно. Обычно этим занимались частные мастерицы или артели, а также мастерские при монастырях. Работа с дорогими тканями и материалами требовала особых навыков. Покупатели заказывали изготовление уборов или выбирали их на больших ярмарках. Самыми крупными и оживленными, куда съезжались даже иностранцы, были Нижегородская, Ирбитская и Коренская ярмарки.
Во многих губерниях женщина впервые надевала кокошник во время свадебного обряда. В церковный праздник Покрова, с которого начинался сезон свадеб, девушки молились Богоматери о своем замужестве: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!» После свадьбы убор надевали на праздники и гулянья: в хоровод, на масленичные катания, на свадьбу родственников. С возрастом кокошники меняли на менее яркие уборы.
Но традиции могли быть разными в каждом регионе. Так, псковские богатые купчихи носили свои кокошники даже в быту, во время домашних хлопот. Кроме того, здесь убор могли надевать и в немолодом возрасте — сохранилось много портретов зрелых женщин Торопецкого уезда Псковской губернии в тяжелых жемчужных шишаках. Есть даже изображения торопецких купчих в кокошниках на смертном одре — один из них хранится в Егорьевском историко-художественном музее.
В наши дни определение кокошника сильно размыто. Его уже необязательно носить только будучи замужем, да и всю прическу он может не прятать. Кокошниками стали называть и высокие венцы, и другие уборы с гребнем, которые оставляют часть прически открытой. Эксперты критикуют такой подход и считают его ошибочным, но в обществе уже сложился стойкий стереотип. Причем заблуждению не один век: еще при Екатерине II, когда возродился интерес ко всему русскому, стилизованные кокошники могли закрывать лишь часть прически.

Конструкция

Конструкция
Листайте инфографику и узнавайте об основных элементах головного убора: что называется донцем, в чем разница между очельем и околышем, где расположены пауши и что такое поднизь.
Гребень
Гребень — твердая, часто уплощенная часть кокошника. Он может быть направленным вертикально вверх, наклоняться вперед или назад. На кокошниках в виде полумесяца полукруглый гребень возвышается надо лбом с легким наклоном, а его концы уходят вниз, к вискам.
Дно, донце
Дно, донце — верхняя часть головного убора, прикрывающая макушку. Если у кокошника высокий гребень, донцем можно назвать ту часть, которая прикрывает макушку сзади, но чаще эта деталь обозначается как «задняя часть».
Околыш
Околыш — часть головного убора, которая охватывает всю голову от лба до затылка, как обод. Околыш пришит ко дну шапочки по всей окружности. Его края смыкаются друг с другом, даже если не сшиты между собой.
Очелье
Очелье — от слова «чело», то есть «лоб», — часть головного убора, которая охватывает лоб. Спереди очелье похоже на околыш, но сзади его края не соприкасаются друг с другом: убор крепится на голове за счет пришитых к краям очелья завязкам или за счет другой вшитой детали. Высокое очелье, как и околыш, может заменять в кокошнике гребень.
Задник
Задник — задняя часть убора, обычно закрывает область затылка.
Пауши
Пауши — боковые части некоторых кокошников, которые прикрывают виски и уши. Пауши обычно выкраиваются вместе с очельем.
Поднизь
Поднизь — сетка из жемчуга, бисера, перламутра или других подобных украшений. Она крепится на нижний край головного убора и чаще всего спускается на лоб. В готовых кокошниках она может быть пришита и не снимается с убора. Но также очелье вместе с поднизью может быть отдельной деталью. В таких случаях сначала надевают ее и сверху — сам кокошник. Иногда такую деталь называют «рефедь», «рефеть» или «рефиль».

Рясны — отдельные нити с нанизанным жемчугом, чаще всего пришиты снизу по бокам кокошника.
Позатылень, позатыльник, или подзатыльник
Позатылень, позатыльник, или подзатыльник, — отдельная от остального убора прямоугольная деталь из ткани, часто на твердой подкладке. Она крепится так, чтобы закрыть затылок. Зачастую украшена такими же узорами, как лицевая часть кокошника.

К кокошнику могут также крепиться разные височные украшения, ленты, банты или свернутый жгутом платок.

Типы кокошников

Типы кокошников
На фрагменте картины Михаила Шибанова 1777 года «Празднество свадебного договора» показаны разные типы кокошников. Сам автор на оборотной стороне холста оставил надпись, что изобразил крестьян конкретного района — села Татарово в Суздальской провинции.

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора (фрагмент). 1777. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На фрагменте картины Михаила Шибанова 1777 года «Празднество свадебного договора» показаны разные типы кокошников. Сам автор на оборотной стороне холста оставил надпись, что изобразил крестьян конкретного района — села Татарово в Суздальской провинции.

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора (фрагмент). 1777. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Когда эксперты пишут о типах кокошников, они тоже называют точное время и регион их распространения. Причем указывают не только губернию, но и конкретный уезд с названиями поселений. Дело в том, что свои варианты кокошников носили очень многие: старообрядцы Забайкалья, однодворцы, жители отдаленных замкнутых сел. В музеях хранятся сотни разнообразных, не похожих друг на друга уборов.
Каждый тип кокошника формировался в своих землях. Разные регионы славились самобытными частными мастерскими, крупными артелями и золотошвейными промыслами при монастырях. Например, в Тверской губернии ценился труд монахинь Пелагеиной пустыни и позже — Знаменского монастыря в городе Осташково.
Прекраснейшим обретением считались товары из другого тверского города — Торжка. Здесь золотошвейным промыслом занимались едва ли не в каждой семье, и к XIX веку сюда съезжались богатые люди из других губерний за приданым для дочерей. Местные мастерицы создавали не только головные уборы, но и отдельные детали для них: они продавались на ярмарках, откуда растекались по всей стране. Этнограф Елена Мадлевская отмечала, что уборы из таких заготовок встречались и далеко на Севере, в Архангельской губернии: в треуках Печоры и Мезени прямоугольное очелье и задник в виде трапеции иногда сделаны из одного перегнутого куска золотошвейной заготовки с характерным торжковским шитьем. Так, через крупные ярмарки отдельные узнаваемые элементы, а иногда и сами кокошники могли оказаться в нехарактерных областях.
Все типы кокошников, которые сформировались за века в нашей стране, перечислить очень сложно. Для этого спецпроекта мы собрали 10 самых известных вариантов и отметили места, где они встречаются чаще всего.

Способы украшения

Способы украшения
Чаще всего на кокошниках встречаются вышитые золотом орнаменты. Такая техника называется «золотое» или «золо́тное» шитье. Разница в названиях зависит от материалов, которые использует мастер. Золотое шитье создается из тончайших нитей настоящего золота или серебра. Золотное — из позолоченных нитей, в основе которых лежат шелковые, льняные или хлопчатобумажные.
Золотное шитье. Кокошник (фрагмент). 2-я половина XVIII века
Государственный исторический музей, Москва
Золотное шитье. Кокошник (фрагмент). 2-я половина XIX века
Государственный исторический музей, Москва
Золотное шитье. Кокошник (кика) (фрагмент). 2-я половина XVIII века
Государственный исторический музей, Москва
Раньше всех появились нити полностью из настоящего металла. Золото и серебро плющили в тончайшие листы, затем резали на узкие полосы и волокли их через тонкие сужающиеся отверстия. На выходе получалась ниточка толщиной с волос: круглая в сечении, граненая либо плоская. Круглые нити назывались «волока» или «волоченные», граненые — «грань», плоские — «бить». Позже производство расширилось за счет золотных нитей. Их скручивали из металлических ниток вместе с шелковыми или льняными. Сканая — это золотная нить, где на крашеную шелковую нитку накручена металлическая волоченная. Ее обвивали с просветами, чтобы основа оставалась видна. Пряденая — золотная нить, где на шелковую или льняную основу навивали круглую или плоскую нить совсем без просветов.
В золотном шитье сложилось множество приемов. Мастер может вышивать узор просто по ткани или по настилу из хлопчатобумажного шнурка, а также по карте — трафарету из картона, который приклеивается или пришивается к ткани основы. Шитье по карте позволяет сделать вышивку объемной, словно выступающей над поверхностью изделия. Также разнообразны сами стежки при работе.
Кроме нитей есть и другой металлический декор. Позумент — готовое золотое или серебряное шитье, своеобразная тесьма из тех же золотных нитей. Канитель — тонкая проволока из золота, серебра и других металлов, скрученная тугой спиралью. Мастера при работе нарезали ее кусочками, затем продевали иголку с ниткой вдоль спирали и нашивали на ткань. Часто ею выполнен орнамент или контуры узора. Трунцал — похожий на канитель материал, только проволока внутри не полая, а навитая на шелковую нить.
Еще один важнейший вид украшения — шитье жемчугом. Из него плели полоски-рясны, поднизи в виде различных по узору сеточек, его выкладывали узорами. Самый частый прием — сажение по бели. Бель — веревочку из льняных или хлопчатобумажных нитей — пришивали к изделию по заранее нанесенному рисунку. Сверху на нее особыми стежками прикреплялся жемчуг или его замена.
«Жемчуг в России употреблялся более, нежели во всей Европе», — писал с удивлением в XVII веке шведский путешественник Иоганн Филипп Кильбургер. Известно, что в Москву стекалось огромное количество морского жемчуга с Востока. Импортом занимались даже англичане: например, огромную нить подарил царю Борису посол Джером Горсей в 1586 году. Другой иностранец, Жак Маржерет, записал, что видел в казне по меньшей мере полсотни царских нарядов, расшитых по краям драгоценностями, видел платья, полностью вышитые жемчугом, а также «платья, покрытые жемчужной вышивкой на фут, на полфута, на четыре пальца».
О жемчуге в России читайте в статье.

Кокошник как символ России

Кокошник как символ России
После петровских запретов кокошник пробыл в опале меньше ста лет: уже при Екатерине II он снова появился при дворе — но уже в качестве символа любви к русской культуре. Императрица подчеркивала свою связь с народом: на эрмитажных собраниях она говорила только по-русски и наряжалась в одежды по образцу народного костюма. Этот образ отлично дополнялся стилизованным кокошником. Вслед за ней русские уборы оценили и другие придворные дамы.

Виргилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1770-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Следующий виток популярности случился после победы в войне с Наполеоном: русские аристократки нарядились в платья, похожие на сарафаны, и в стилизованные кокошники. Один из показательных портретов того времени — картина Робера Лефевра 1817 года «Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой».

Робер Лефевр. Портрет М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой. 1817. Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», Истра, Московская область
Следующий виток популярности случился после победы в войне с Наполеоном: русские аристократки нарядились в платья, похожие на сарафаны, и в стилизованные кокошники. Один из показательных портретов того времени — картина Робера Лефевра 1817 года «Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой».

Робер Лефевр. Портрет М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой. 1817. Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», Истра, Московская область
В 1834 году Николай I издал указ, который ввел новое платье-униформу для придворных дам. Этот костюм напоминал сарафан и дополнялся головным убором: для незамужних девушек — повязкой, для женщин в браке — повойником или кокошником. Эти уборы аристократок, как и раньше, разительно отличались от современных им крестьянских: дамы сдвигали их далеко на макушку, носили в виде венца, завивали открытые по бокам локоны, собирали волосы в прическу надо лбом. Тем не менее такой кокошник оставался в гардеробе фрейлин и статс-дам вплоть до революции. Подобную униформу запечатлел художник Пимен Орлов в портрете Софьи Орловой-Денисовой в 1835 году.

Пимен Орлов. Портрет С.В. Орловой-Денисовой (?). 1835. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Во второй половине XIX века расцвел интерес к коллекционированию русской старины. Любовь к ней охватила многие области культуры: архитекторы строили здания в неорусском стиле, художники писали фантазийные картины с боярышнями XVII века и героями сказок в старорусских костюмах. Одним из популярнейших живописцев стал Константин Маковский: его кисти принадлежит множество портретов хорошеньких боярышень, одетых в сказочные кокошники.

Константин Маковский. Боярышня у окна (с прялкой). 1890-е. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Во второй половине XIX века расцвел интерес к коллекционированию русской старины. Любовь к ней охватила многие области культуры: архитекторы строили здания в неорусском стиле, художники писали фантазийные картины с боярышнями XVII века и героями сказок в старорусских костюмах. Одним из популярнейших живописцев стал Константин Маковский: его кисти принадлежит множество портретов хорошеньких боярышень, одетых в сказочные кокошники.

Константин Маковский. Боярышня у окна (с прялкой). 1890-е. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Апогеем этой моды стал костюмированный бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых. 26 февраля 1903 года в Зимний дворец съехались гости в костюмах по образцу одежд XVII века. В создании нарядов участвовали настоящие профессионалы: исторические справки предоставил директор музея Эрмитажа, эскизы и пошив выполнили сотрудники Императорских театров, знаменитые художники, модельеры и ювелиры — в частности, Евгений Фаберже, старший сын Карла Фаберже.
Портреты участников костюмированного бала 1903 года. Группа танцевавших во время бала «русскую»
Портреты участников костюмированного бала 1903 года. Группа танцевавших во время бала русскую
Фотография: Фридрих Шрадер / Wikimedia Commons / Public Domain
«В головном уборе великой княгини Елизаветы Федоровны воссозданы особенности кокошников Владимирской и Нижегородской губерний (гребень большой, округлой формы, с резко заостренными концами). Девичий убор княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой отражает черты ажурного венца новгородского типа, а женский имеет признаки, свойственные островерхим треугольным кокошникам ярославско-костромского типа. <…> Головной убор графини Натальи Федоровны Карловой довольно точно повторяет черты кокошника, за которым закрепилось название «новгородская кика».
Елена Мадлевская. «Женский головной убор кокошник»
Почти 10 лет спустя, накануне 300-летнего юбилея дома Романовых, вышла особая колода игральных карт под названием «Русский стиль». Валеты, короли и дамы — многие крупные карты в ней вдохновлены фотографиями гостей этого знаменитого бала. Большинство зарисовок были лишь стилизацией, но два наряда почти полностью совпали с оригиналом: одежды дамы червей вторят костюму великой княгини Ксении Александровны, трефовой дамы — великой княгини Елизаветы Федоровны.

Кокошник в наши дни

Кокошник в наши дни
Сегодня русские головные уборы снова оказались в центре внимания. Еще в 2009 году модельер Карл Лагерфельд выпустил коллекцию Chanel «Paris — Moscou», где ярким акцентом стали стилизованные кокошники: бело-золотые и черно-белые конструкции, словно застывшие кружева из жемчуга и металла, украшенные длинными ряснами.
В 2012 году стилизованный темный кокошник надела Рената Литвинова для роли ангела смерти в фильме «Последняя сказка Риты». Двумя годами позже в уборе с гребнем снялась Дженнифер Лопес для российской версии журнала Harper's Bazaar. И тогда же, в 2014 году, русская художница с татарскими корнями Юлдус Бахтиозина вышла на главную сцену конференции TED в кокошнике, чтобы рассказать о своем ироничном фотопроекте на тему красоты и стереотипов.
Юлдус Бахтиозина создала множество удивительных костюмов и фотопроектов, вдохновленных русским фольклором. Одно из самых ярких ее произведений — кинофильм «Дочь рыбака», где торговка рыбой оказывается в волшебном мире. Чтобы стать царевной, она должна отстоять множество очередей и пройти кошмарные бюрократические процедуры. Каждый кадр фильма насыщен фольклорными отсылками: гротескные головные уборы в виде лебедей, ажурные гребни на фоне пустынного зимнего пейзажа, жемчужные кокошники над выбеленными лицами.
В 2016 году к теме русских уборов обратился модельер Константин Гайдай: он выпустил роскошные фантазийные кокошники из жаккарда и бархата с тончайшей вышивкой, полудрагоценными камнями, речным жемчугом и перьями экзотических птиц. А буквально через два года весь мир облетели фотографии российских футбольных болельщиков — мужчин и женщин, — которые нарядились в бутафорские кокошники, чтобы поддержать свою команду. Так кокошник в очередной раз подтвердил актуальность как символ России.
Сегодня художники и модельеры обращаются не только к фантазийным вариациям и стилизациям, но и к исторически достоверным уборам. Один из самых известных модельеров и реконструкторов — Юханн Никадимус. С 2015 года он шьет аксессуары по историческим технологиям. Мастер ищет вдохновение среди настоящих уборов в коллекциях музеев и на образах из старинных портретов и гравюр. Также он сочетает антикварные ткани с современными материалами. Каждый убор Юханн Никадимус создает полностью вручную, как и мастера сотни лет назад. О современной актуальности кокошника, его уместности в сегодняшних нарядах он рассказал в интервью для Британской высшей школы дизайна:
«Я думаю, кокошник уже уместен, их уже покупают и носят. Конечно, это не будет товаром масс-маркета. Но, вопреки расхожему мнению, они и не были никогда таковыми. Это головные уборы для праздника, обряда, мероприятия, встречи гостей в доме, выхода в свет. <…> С развитием технологий, в том числе виртуальных, и глобализации мы будем больше внимания уделять этнике и старине, ручному труду и идентичности. А значит, изучение, адаптация и обращение к локальной истории будут развиваться все более активно».
Читайте на портале «Культура.РФ»
Читайте на портале «Культура.РФ»
Кика, сорока,
сборник и кокошник
Портреты представительниц высших слоев общества
Роскошные платья и строгие правила придворного этикета
Для более глубокого знакомства с историей кокошника «Культура.РФ» рекомендует обратиться к книге Елены Мадлевской «Женский головной убор кокошник» и посетить экспозиции Российского этнографического музея, где уборы можно увидеть вживую.
Автор: Оксана Маякова
Верстка: Кристина Мацевич
Иллюстрации: Елена Моргун

Главное изображение: Константин Маковский. Под венец. 1890.
Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов, Московская область