Евгений Евтушенко

Годы жизни: 18 июля 1932 - 01 апреля 2017
Страна: СССР
Сфера деятельности: Общественный деятель, Режиссер, Сценарист, Писатель, Поэт
Содержание
Евгений Евтушенко начал писать еще в детстве — первые свои стихи он посвящал спорту и праздничным датам. Произведения о проблемах и переживаниях советского человека начали печатать только в годы оттепели. В 1961 году поэт прославился резонансной поэмой «Бабий Яр»
, на ее стихи написал симфонию Дмитрий Шостакович
. После развала СССР Евтушенко переехал в США и издал собрание русской поэзии.

«Не учась нигде, я продолжал бешено писать»: детство и юность

Евгений Евтушенко (впереди) и зрители. 1950-е годы. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Евгений Евтушенко за работой. Москва. Фотография: Валентин Мастюков / ТАСС
Евгений Евтушенко. 1960-е годы. Фотография: Сергей Васин / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года на станции Зима в Иркутской области. Его отцом был геолог, поэт-любитель Александр Гангнус, а матерью — геолог, актриса и заслуженный деятель культуры РСФСР Зинаида Евтушенко. Благодаря родителям он полюбил литературу еще в детстве. Евтушенко вспоминал: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском… Благодаря отцу я уже в шесть лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса».
В 1944 году родители развелись, и Евтушенко переехал с матерью в Москву. Там она поменяла фамилию сына на свою девичью. Однако с отцом они виделись: Александр Гангнус водил сына на вечера Анны Ахматовой
, Бориса Пастернака
, Михаила Светлова, Александра Твардовского. Также Евтушенко занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района, мать сохраняла все рукописи и даже отправляла некоторые стихи в письмах бывшему мужу. Однако школьные отметки у будущего поэта были плохими. А в 1948 году его обвинили в том, что он поджег школьные журналы, и вовсе исключили. Тогда 15-летний Евтушенко поехал к отцу в Казахстан: Гангнус возглавлял там одну из геологоразведочных экспедиций.
Он посмотрел на меня, исхудавшего, оборванного, и сказал: «Ну вот что… Если ты действительно хочешь стать самостоятельным человеком, никто не должен знать, что я твой отец». Я стал рабочим в геологоразведочной экспедиции. Я научился долбить землю киркой, выкалывать молотком из породы плоские, как ладонь, образцы, расщеплять бритвой на три части оставшуюся единственную спичку и разводить костер во время дождя. Я вернулся к маме загорелый и возмужавший. <…> …Распорол брюки, в которых были зашиты честно заработанные деньги, и бросил их на стол. «Как хорошо, что у нас теперь есть деньги, — сказала мама. — Мы наконец сможем сделать ремонт квартиры». «Нет, мама, — сказал я твердо. — На эти деньги я куплю себе пишущую машинку. <…> Эта машинка отремонтирует нам квартиру». И, не учась нигде, я продолжал бешено писать и снова бомбардировать редакции стихами.
Евгений Евтушенко. «Преждевременная автобиография»
В 1949 году Евтушенко отнес свои стихи в редакцию газеты «Советский спорт». Он вспоминал: «Кажется, это была единственная газета, куда я еще ни разу не посылал своих опусов». Редактор Николай Тарасов напечатал стихотворение «Два спорта», где поэт сравнивал нравы советских и американских спортсменов. Произведения Евтушенко начали регулярно публиковать. Он писал стихи, посвященные футболу, волейболу, баскетболу, альпинизму, гребле, боксу, конькобежному спорту. А еще создавал произведения к праздничным датам: к Новому году, Первому мая, Дню танкиста. Такой вид газетной поэзии в те годы был популярен.

В 1952 году вышел первый сборник Евгения Евтушенко «Разведчики грядущего». Он вспоминал: «Я перечитал заново книгу и вдруг с предельной отчетливостью понял, что она никому не нужна. <…> Кому может быть дело до красивых рифм и броских образов, если они являются только завитушками вокруг пустоты?» После этого поэт понял, что хочет писать другие стихи, с более глубоким смыслом. Однако благодаря этому сборнику его в том же году без документов об окончании школы приняли в Литературный институт им. А.М. Горького
. А еще — в Союз писателей, и 20-летний Евтушенко стал самым молодым его членом.

«Поэт в России больше, чем поэт»: стихи и проза

Евгений Евтушенко во время выступления на своем авторском вечере во Дворце спорта Центрального стадиона имени В.И. Ленина. Москва. Фотография: Владимир Савостьянов / ТАСС
Слева направо: поэты Булат Окуджава, Григорий Поженян, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко на вечере в Политехническом музее. Кадр из художественного фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет (Застава Ильича)» (1964). Государственный центральный музей кино, Москва
Евгений Евтушенко. 1960-е годы. Фотография: Олег Мерцедин / Мультимедиа Арт Музей, Москва
По словам Евтушенко, в 1950-е годы были востребованы «бодрые, зовущие вперед стихи», которые поддерживали идею о светлом коммунистическом будущем. Поэтому его новые работы о сомнениях в себе и проблемах советских людей публиковать не хотели. Однако в 1953 году Иосиф Сталин умер, а новый партийный руководитель Никита Хрущев ослабил цензурные ограничения — началась оттепель. И за 1955–1957 годы у Евтушенко вышло три поэтических сборника: «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов», «Обещание».
Однако поэт часто пропускал занятия, плохо учился, и на четвертом курсе его оставили на второй год. А 8 марта 1957 года Евтушенко единственный на пленуме Московской писательской организации открыто поддержал роман опального поэта Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», в котором автор раскритиковал механизм управления страной и обвинил чиновников в бюрократизме. Эту книгу лично осудил Никита Хрущев, поэтому поступок Евтушенко расценили как выпад против партийной линии. И в тот же день его исключили из Литинститута.
В 1960-е годы он вместе с Андреем Вознесенским
, Беллой Ахмадулиной
, Робертом Рождественским
, Булатом Окуджавой
и другими поэтами-шестидесятниками выступал
в московском Политехническом музее
. Творческие вечера собирали множество слушателей. На одном из них Евтушенко и прочитал впервые свою резонансную поэму «Бабий Яр»
о том, как нацисты массово расстреливали евреев в годы Второй мировой войны
. Эти события не обсуждали публично и даже замалчивали. Поэт вспоминал: «Я давно хотел написать стихи об антисемитизме. Но эта тема нашла свое поэтическое решение только тогда, когда я побывал в Киеве и воочию увидел это страшное место, Бабий Яр».
Стихотворение напечатали в «Литературной газете» — номера раскупили в киосках за одно утро, а поэту приходили письма и телеграммы от незнакомых людей со всей страны.
Евтушенко освещал многие проблемы советской жизни. Так, в 1962 году в газете «Правда» он опубликовал стихотворение «Наследники Сталина»
о том, как репрессии повлияли на страну. А через три года вышла поэма «Братская ГЭС». В ней автор рассуждал о свободе и предназначении советского человека. Фраза из вступления — «Поэт в России больше, чем поэт» — стала манифестной для Евтушенко. В то же время он выступал в защиту Андрея Синявского, Александра Солженицына
, Иосифа Бродского
и других писателей-диссидентов, много печатался в оппозиционных журналах «Юность», «Новый мир» и «Знамя». А также критиковал ввод советских войск в Венгрию и Чехословакию и войну в Афганистане
в стихотворениях «Танки идут по Праге»
и «Афганский муравей»
.
Евтушенко много путешествовал по России и побывал на всех континентах, кроме Антарктиды
. Свои впечатления от поездок он описал в поэмах «Казанский университет», «Снег в Токио», «Ивановские ситцы»
, «Непрядва».
В 1959 году писатель опубликовал свой первый рассказ — «Четвертая Мещанская», который посвятил быту москвичей в период оттепели. Через четыре года вышел еще один — «Куриный бог». Затем он написал повести «Пёрл-Харбор» и «Ардабиола», а в 1982-м — свой первый роман «Ягодные места». В нем события то происходят в 1980-е годы в таежной геологоразведочной экспедиции, то переносятся в дореволюционную Сибирь
, Петроград 1917 года и деревню времен коллективизации. Так писатель хотел показать, что люди разных профессий, стран и времен связаны, все они часть истории и народа. А в 1991 году Евтушенко написал политический роман «Не умирай прежде смерти» о путче, произошедшем в августе того же года.

Музыка и кино в творчестве поэта

Евгений Евтушенко во время монтажа своего художественного фильма «Детский сад». Москва, 1983 год. Фотография: Николай Малышев / Фотохроника ТАСС
Евгений Евтушенко (справа) и композитор Дмитрий Шостакович на премьере Тринадцатой симфонии в Большом зале Консерватории. Москва, 1962 год. Фотография: Виктор Ахломов / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Евгений Евтушенко. 1970-е годы. Фотография: Борис Долматовский / Мультимедиа Арт Музей, Москва
В 1960-х годах поэт начал сотрудничать с композиторами. Поэма «Бабий Яр» вдохновила Дмитрия Шостаковича
написать Тринадцатую симфонию для солиста, хора басов и оркестра. Также композитор использовал в ней стихотворения Евтушенко «Юмор»
, «В магазине»
, «Карьера»
, а «Страхи»
поэт написал специально для симфонии. Она стала всемирно известной и принесла поэту мировую славу. А в 1963 году, через год после премьеры, Евтушенко номинировали на Нобелевскую премию
.
Также на его стихи Шостакович создал рок-оперу «Казнь Степана Разина». Евтушенко работал и с другими композиторами: Эдуардом Колмановским, Юрием Саульским
, Никитой Богословским
, Микаэлом Таривердиевым
. Песни на его стихи исполняли Муслим Магомаев
, София Ротару, Александр Градский, Алла Пугачева
, Александр Малинин, Игорь Тальков и другие звезды эстрады. А в 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский»
прошла премьера рок-оперы «Идут белые снеги», которую на стихи
Евтушенко написал композитор Глеб Май.
В соавторстве с кубинским режиссером Энрике Пинедой Барнетом в 1964 году Евтушенко написал сценарий к фильму Михаила Калатозова
«Я — Куба». В 1979 году поэт сыграл ученого, основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского
в картине Саввы Кулиша «Взлет». А затем Евтушенко по собственным сценариям снял фильмы «Детский сад» и «Похороны Сталина» и сыграл в них эпизодические роли.

Личная жизнь

Поэты Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина на премьере художественного фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет (Застава Ильича)». Москва, 1964 год. Государственный центральный музей кино, Москва
Евгений Евтушенко с сыном Петей. Москва, 1972 год. Фотография: Эдгар Брюханенко / Иркутский областной краеведческий музей, Иркутск
Евгений Евтушенко выступает в Доме культуры Московского электролампового завода (МЭЛЗ). Москва, 1988 год. Фотография: Е.Д. Терехов / Музейное объединение «Музей Москвы», Москва
В 1955 году Евгений Евтушенко увидел в журнале «Октябрь» строчки Беллы Ахмадулиной
: «Голову уронив на рычаг, / Крепко спит телефонная трубка». Он позвонил редактору Евгению Винокурову и узнал, что она десятиклассница и посещает литературный кружок при ЗИЛе
. Евтушенко вспоминал: «Я немедленно заявился в это литобъединение, где впервые увидел ее и услышал ее самозабвенное чтение стихов. <…> Белла тогда была чуть полненькая, но непередаваемо грациозная, не ходившая, а буквально летавшая, едва касаясь земли, с дивно просвечивающими сквозь атласную кожу пульсирующими жилочками… …Равных соперниц, во всяком случае молодых, у нее не было ни в поэзии, ни в красоте. <…> Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении». В 1957 году они поженились, но союз продлился всего три года.
Второй раз писатель женился в 1961 году на Галине Лукониной — бывшей жене своего друга Михаила Луконина. Однако Евтушенко говорил, что «ни разу не перешагнул черты, пока их брак с Мишей и мой брак с Беллой не начали разваливаться…» В 1968 году пара усыновила мальчика Петю. Однако вскоре поэт ушел от жены.
В 1974 году писатель познакомился в ресторане с ирландкой Джан Батлер, переводчицей в издательстве «Прогресс». Через четыре года они поженились, вскоре в семье появились два сына — Александр и Антон. После рождения второго, тяжелобольного ребенка Батлер не могла сопровождать мужа в творческих командировках, они стали видеться реже и в 1986 году развелись.
Свою четвертую спутницу жизни поэт встретил летом того же года в Петрозаводске
. Мария Новикова, 25-летняя выпускница медучилища, попросила у него автограф для мамы. 31 декабря они поженились. У супругов родились сыновья Евгений и Дмитрий. Новикова и Евтушенко прожили вместе 30 лет, до самой кончины поэта.

Последние годы жизни Евгения Евтушенко

Евгений Евтушенко (в центре) во время тайного голосования на съезде народных депутатов СССР. Москва, 1989 год. Фотография: Юрий Лизунов, Эдуард Песов / Фотохроника ТАСС
Слева направо: поэты Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Переделкино, Московская область, 1987 год. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Евгений Евтушенко во время встречи с участниками Всемирного конгресса соотечественников. Москва, 1991 год. Фотография: Кузьмина Татьяна / Фотохроника ТАСС
Евтушенко не только писал, но и занимался общественной жизнью. С 1986 по 1991 год он был секретарем правления Союза писателей СССР, затем — секретарем правления Содружества писательских союзов. В 1988 году поэт вступил в правозащитное общество «Мемориал», а через два года стал сопредседателем писательской ассоциации в поддержку перестройки «Апрель». Также в 1989 году Евтушенко баллотировался на пост народного депутата СССР от Дзержинского округа города Харькова — за него проголосовало 74% избирателей. В этой должности поэт пробыл полтора года — до развала СССР в декабре 1991 года.
После этого события Евтушенко заключил контракт с американским университетом в городе Талса и переехал с семьей в США. Последние годы он жил там и вел курсы по русской поэзии, в том числе в Королевском колледже в Квинсе и Питтсбургском университете. Евтушенко продолжал писать, а также был редактором книг, публиковал статьи, составлял радио- и телепрограммы. Иногда поэт приезжал на родину и выступал на творческих вечерах. В 2011 году он выпустил антологию в пяти томах «Поэт в России больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии». Евтушенко построил сборник хронологически — от старинного фольклора до современного поэта Николая Глазкова. Его научным редактором стал Владимир Радзишевский. 18 июля 2010 года, в свой день рождения, Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине
музей
. В нем он собрал личную коллекцию картин Марка Шагала
, Пабло Пикассо
, Макса Эрнста и других известных художников, многие из которых дарили ему полотна сами. Евгений Евтушенко завещал галерею государству.
12 марта 2017 года в США поэта госпитализировали: он тяжело болел последние годы. Евгений Евтушенко умер 1 апреля 2017 года во сне от остановки сердца в окружении родных в Медицинском центре Хиллкрест в Талсе. Согласно последней воле, его похоронили на Переделкинском кладбище рядом с поэтами Борисом Пастернаком и Виктором Боковым.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна