Традиционные технологии изготовления валяной обуви в селе Старые Бобовичи Новозыбковского района Брянской области
Территория русско-белорусского пограничья и особенно Новозыбковский район Брянской области — подлинный заповедник народного декоративно-прикладного искусства, и в первую очередь вышивки, ткачества, изготовления предметов традиционной одежды и обуви. Среди этих ремёсел почётное место занимает умение валять валенки, которое всегда передавалось по наследству. Одним из центров по изготовлению валяной обуви издавна считалось село Старые Бобовичи, расположенное в центре района, на берегу реки Ипути.
Мастера из Старых Бобовичей работали на привозном сырье. Овечью шерсть для валенок закупали на ярмарке в Калуге, куда ездили в выходные дни. Лучшей считалась «осенняя» шерсть, то есть состриженная осенью. Она короткая и рассыпчатая, а, следовательно, хорошо сваливается. «Весеннюю» шерсть иногда тоже покупали, но использовали её ограниченно, добавляли в середину заготовки, если сырья было маловато. Считалось, что шерсть весеннего пострига плохо сваливается и сильно пушится, в результате изделие может оказаться чересчур мягким и недолговечным, а, следовательно, не будет держать форму.
Купив шерсть, мастера возвращались в село и перескубáли её, то есть разбирали ее, а затем раздёргивали руками, чтобы она стала однородной, без комков и утолщений. Потом шерсть (вóлну) несли или везли на волночёску, которая представляла собой большой барабан, в который через специальное отверстие загружали шерсть. Внутри волночёски шерсть ещё раз расскубалась, вытягивалась, расчёсывалась, делалась мягкой и пластичной. Через некоторое время, достигнув нужного состояния, она начинала выходить из барабана волночески и накручиваться на расположенный в передней части барабана валик.
От намотанного на валик рулона шерстяного полотна отрезались куски необходимого размера и складывались на полку, один поверх другого. Вернувшись домой с заготовками, мастер отделял пласты шерсти и начинал с ними работать.
Мастерица Варвара Даниловна Ханаева специализировалась по изготовлению детских валенок. Она говорила: «Вечером настилаю — маленькие. Мне посильны были маленькие. Раскладываю, развáживаю (разваживать в местном диалекте — взвешивать). На етыя валенки хýнтик бяру, хунт (то есть фунт) — чатыреста грамм».
На валенки идет разное количество шерсти. Если на детские уходит 400-450 грамм, то на женские от килограмма до полутора, а на мужские требовалось почти два килограмма.
Шерсть должна быть абсолютно сухой, если она влажная, то её необходимо было предварительно высушить. Расправленный пласт сухой шерсти клали в чистую холщовую тряпку и начинали раскатывать её на столе. Для этого использовали рубéль, (деревянную каталку с выступами), которым в старину катали холст, чтобы разгладить его. Шерсть на столе раскладывали неравномерно. Середина полотна, где будет находится подошва валенка должна быть плотнее, а голенища тоньше. Умение правильно разложить шерсть высоко ценилось среди мастеров. Шерсть катали рубелем как тесто, чтобы она начала закатываться, сваливаться. На эту операцию уходило примерно 20-30 минут.
Раскатав заготовку, как следует, мастер приступал к формованию валенка. Мастер клал руку с собранными в кулак пальцами в середину заготовки. Кулак обтягивали пластом шерсти, формируя головку — мысок валенка. Потом пласт шерсти сгибался, и одна его половина накладывалась на другую — так получались пятка и голенище. Затем мастер вынимал руку и вставлял в мысок валенка колодку и уминал шерстяной пласт вокруг неё. У каждого мастера было около десятка колодок разного размера. Колодка состоит из четырех деталей: одна деталь вкладывается в носок валенка, она придает форму ступни и размер изделия. В голенище закладываются три вертикальные детали, которые устанавливают ширину голенища. Эти детали колодки называются катушки или правилле, и имеют форму прямых палочек. Изменяя количество таких палочек, забивая их по одной в середину заготовки, можно было делать голенища различной ширины. Колодка и правилле должны быть обмотаны шерстью как можно туже.
Заготовки несли в растопленную баню. Там на каждую заготовку лили небольшое количество аккумуляторной кислоты — для обезжиривания шерсти, а также, по словам В.Д. Ханаевой, для вязкости и твёрдости. Затем заготовки начинали матрóсить — выбивать и выкатывать железным аршином. Под воздействием кислоты и пара, заготовки становились дебёлыми — твёрдыми и крепкими.
На заключительном этапе валенки в течение суток сушили в печке, затем удаляли колодку и правилле. Готовое изделие обрабатывали пемзой — «для гладкости» — и обсмáливали керосином, чтобы меньше впитывали влагу.
Жители Новозыбковского района считали, что валенки обязательно должны быть чёрными, поэтому мастера старались покупать шерсть соответствующего цвета. Если же шерсть была светлой, то готовое изделие красили, для чего специально покупалась чёрная краска.
Готовые изделия везли на ярмарку в Новозыбков, где и продавали. Самая низкая цена на детские валенки в «советское время» составляла 10 рублей.