Духовные стихи в фольклорной традиции Гороховецкого района Владимирской области

Этнос: РусскиеКонфессия: Православие, старообрядчествоЯзык: Русский, восточные среднерусские окающие говоры, Владимирско-Поволжская группа
В населенных пунктах Гороховецкого района в 2000–2001 годах записано с голоса и скопировано из рукописных тетрадей значительное число духовных стихов.
Современная народная религиозная поэзия — явление сложное, сочетающее в себе художественный опыт разных эпох и стилей. Обычно выделяют старшие стихи — эпические, по структуре и манере исполнения схожие с былинами, младшие стихи — лироэпические и лирические, пришедшие в русскую устную традицию в середине XVII–XVIII веке из Польши, Украины, Белоруссии, именуемые кантами и псальмами. В XIX — начале ХХ века появляются новейшие духовные стихи — религиозные песни и романсы литературного типа и происхождения. Именно с последними, новейшими стихами в основном сталкиваются сегодня фольклористы в «поле».
В народной традиции Владимирской области этот жанр обычно именуется стихи, реже канты. Они бытуют в Гороховецком районе повсеместно, так как тесно связаны с похоронно-поминальной обрядностью, но следует отметить, что владеет им только конкретная группа исполнителей: это пожилые женщины, так называемые читалки, являющиеся народными специалистами по похоронному обряду; читалкам обычно помогают петь и другие женщины старшего поколения; кроме того, часть женщин владеют жанром пассивно — они не участвуют в обрядах, но переписывают стихи для памяти в тетрадки как душеполезное чтение.
В тетрадях в одних случаях религиозные стихи соседствуют с апокрифическим «Сном Богородицы», в других — с текстами молитв и оберегов. Особого внимания заслуживает рукописное собрание Е.Г. Парамоновой (1918 г. р., д. Реброво) — в ее коллекции содержатся семь тетрадей с 45 стихами.
В ХХ веке духовные стихи пришли на смену книге, поэтому важное место в репертуаре заняли те из них, в которых повествуется о событиях Священной истории: ветхозаветных («Плакался Адам, пред раем стоя…») и новозаветных — о страстях Христовых («Со страхом мы, братие, послушаем…», «Сон Богородицы», «Напой странника холодной водой»), о подвигах святых и праведников («Стих об Алексие, Божьем человеке»), о чудесах («Стих о святом Антонии. Райская птичка»). «Плакался Адам, пред раем стоя…» — один из старейших лиро-эпических стихов, его сюжет был известен уже в XII веке («Моление Даниила Заточника»); в качестве покаянного стиха он вошел в богослужебные сборники, например в Октай (Осмогласник). Смысловым центром стиха «Как на сторонушке на восточнаю…» являются слова евангельского пророчества Иисуса Христа о конце мира (Мф. 24, 4-51; 25, 1-46; Мк. 13, 2-37; Лк. 21, 5-36), что сближает его со стихами страстного цикла и эсхатологическими текстами. Стих «Христос с учениками из храма выходит» воспроизводит евангельскую проповедь Христа о кончине мира, обращенную к ученикам. Сюжет стиха «Напой странника холодной водой» примыкает к страстному циклу. Он основан на легенде о вечном жиде, согласно которой некий сапожник не разрешил Христу, несшему крест на Голгофу, отдохнуть у своего дома. За это сапожник был обречен на скитания по свету до второго пришествия Христа. Стих «…в городе Иерусалиме» создан на апокрифический сюжет «Сон Богородицы», известны разные жанровые воплощения сюжета, бытующие и в устной, и в рукописной традиции. Гороховецкий текст представляет собой в жанровом отношении промежуточную позицию между стихом и заговором (существенно, что напева исполнительница не смогла вспомнить). Стих «Жил юный отшельник» популярен у старообрядцев-федосеевцев; источником скорее всего является печатный сборник стихов В.З. Яксанова (Саратов, 1916).
Наряду с повествовательными стихами популярны были и назидательные стихи — своеобразные проповеди слушателю или читателю («Господь грядет в полунощи», «Свет нам тихий и преславный», «Не унывай, страдалец, много», «Жизнь тяжелая настала», «Не ропщи на суровую долю»).
Другие тексты имеют исповедальный, покаянный («С другом я вчера сидел…», «Скоро, скоро день прискорбный») и молитвенный («Ты моя Матерь, Царица Небесная», «Заступница Усердная», «Прошу тебя, угодник Божий») характер. Стих «Заступница Усердная» исполнялся для исцеления ребенка. Первые его строки заимствованы из тропаря Казанской иконе Богоматери, а весь текст приблизительно и упрощенно передает содержание этого тропаря.
Стихи о смерти, о расставании души с телом воспринимаются многими исполнителями как поминальные («Вот настал мой праздник», «Минута горькая настала», «На всех солнце светит», «Хожу я мимо дома», «Днесь духовное собранье», «Летят-спешат два голубя»). Именно этот пласт духовных стихов сегодня наиболее востребован и хорошо известен многим жителям Гороховецкого района, хотя само исполнение стихов является уделом своеобразных профессионалов — читалок и певчих, служащих панихиды по умершим там, где нет священника. Так, стих «Христос с учениками из храма выходит» исполнялся пожилыми женщинами в доме при опевании покойного два вечера и две ночи перед похоронами, как и многие другие тексты. Стих воспроизводит евангельскую проповедь Христа о кончине мира, обращенную к ученикам. «На закате душа с телом раставалася» — один из известнейших сюжетов, использовался в контексте похоронно-поминальной обрядности, в Гороховецком районе зафиксировано три разных напева. «Умоляла мать родная» — исполнялся в доме покойной при опевании. «Для всех солнце светит» — звучал на поминках за столом, когда подают кисель. «Хожу я мимо дома», «Летят, спешат два голубя» — пелись на девятый день. «Расскажи, душа родная, где денечки ты была», «Здесь духовное собранье» — поминальные стихи, приуроченные к сороковому дню. «Минута горькая настала» — поминальный стих на каждый день. Молитвенный стих «Прошу тебя, угодник Божий» исполнялся в доме при опевании покойного. Стих «Христос с учениками из храма выходит» пели пожилые женщины в доме при опевании покойного два вечера и две ночи перед похоронами.
Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Религиозный стих «Алексей Божий родился в городе в Риме» в исполнении Е.Г. Парамоновой из д. Реброво Гороховецкого р-на Владимирской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна