Традиции церковного строительства в Селивановском районе Владимирской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, говор среднерусский
Основная часть культовых построек в Селивановском районе, сохранившихся в богатых селах, относится преимущественно к концу XVIII — началу XIX века либо ко второй половине XIX — началу XX века. Это в основном каменные и отдельные деревянные постройки, созданные в местных традициях строительства. Они позволяют говорить и о особенностях здешних традиций храмового строительства, и о локальной специфике различных архитектурных стилей.
В этом отношении показателен храм Ильи Пророка в селе Ильинское. Его постройка была завершена в 20-е годы XIX века, но начата гораздо раньше, в конце XVIII века. Отсюда проистекает близость к суздальским и ярославским храмам этого времени, проявляющаяся в типе сооружения и его оформлении. Сохранились сам пятикупольный храм и трапезная. Колокольня же, сооруженная в XIX веке, по стилю не согласуется с основной частью, хотя пропорционально с ней соотнесена. К концу XVIII веку относится живописное изображение Спаса на плафоне церкви и ее кованые двери, что может служить аргументами в пользу более ранней датировки этого памятника.

С древними местными архитектурными традициями связана и еще одна культовая постройка — храм Владимирской Божьей Матери в селе Тучково. Он был возведен на месте разрушившейся деревянной церкви XVII века. Строили его на средства жителя этого села, купца Платона Герасимова в 70-е годы XIX века. Желание создать гораздо более богатую и масштабную, чем прежде, постройку определило выбор в качестве образца более раннего памятника. И снова здесь ощущается определенное влияние владимиро-суздальских зодчих — ориентация на храмы XVI–XVII веков. Образцом для тучковского храма вполне мог стать, например, Преображенский собор суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря, где в те годы как раз проводились работы по поновлению росписей XVII века. Внешнее сходство этих построек, действительно, довольно велико. Любопытно также, что кованые подсвечники и паникадила в храме Тучкова, созданные местными мастерами, с большой точностью повторяли образцы XVII века. Возможно, в этом проявлялась связь с предшествовавшей деревянной постройкой и ее утварью. На раннюю традицию ориентировался в своей работе и С.Е. Осипов, мастер из поселка Красная Горбатка, оформивший иконостас в тучковском храме.

Особое место среди культовых каменных построек в Селивановском районе по своему масштабу и качеству исполнения занимают Троицкая церковь (1838) в селе Дуброво и церковь Спаса Нерукотворного (1777) в селе Никулино. Оба являются памятниками классицизма, причем никулинская церковь относится к раннему классическому стилю (70–80-е годы XVIII века). Несмотря на сильную разрушенность храма в селе Никулино, здесь довольно хорошо просматриваются особенности архитектурного решения, позволяющие почувствовать дух произведений В.И. Баженова с отголосками барокко и типовых проектов М.Ф. Казакова (похожая раскреповка антаблемента, скругленные и ступенчатые углы, гурты, окна-люкарны и т. д.). Никулино было владением графов Воронцовых, поэтому предположение о возможном участии в строительстве этого однокупольного храма с трапезной и колокольней кого-то из столичных архитекторов кажется не беспочвенным. О столичном круге художников говорит и сохранившиеся фрагменты росписи фронтона, более поздней по времени. Лучше всего в комплексе никулинского храма сохранилась колокольня, также подтверждающая предположение о влиянии или возможном участии в его создании столичных мастеров.

Вторая классицистическая постройка — церковь Троицы Живоначальной в селе Дуброво — тоже имеет свои особенности. В этой полностью сохранившейся, в отличие от храма в селе Никулино, церкви выделяется характерный портик и необычная роспись на его фронтоне, выполненная на металлических пластинах. Здесь можно говорить о локальных чертах в постройках классического стиля. В архитектуре и оформлении этого храма классические традиции проявлялись в сочетании с чертами иных стилей.

Местные деревянные церкви возводили те же плотницкие артели, что строили деревянные дома. Когда-то таких церквей было немало, теперь же их почти не осталось. Одна из них, вместе с находящейся рядом с ней часовней, была построена в скиту в деревне Матвеевка. Тип обеих построек характерен для церковной деревянной архитектуры и владимиро-суздальских земель, и для Русского Севера, где особенно чтились и сохранялись древнерусские традиции зодчества. Церковь шатровая — четверик в основании и венчающий его восьмерик с шатром и маленькой главкой. Часовня — сруб с двухскатной кровлей и высоко поднятой главкой. Планировка часовни самая обычная — клеть-сруб, планировка шатровой церкви тоже традиционная, крестообразная, по центру — восьмиугольник, являющийся основанием шатра. Часовня отапливается зимой, шатровая же церковь используется как летний храм. Вместе эти постройки составляют небольшой архитектурный комплекс, обнесенный деревянной оградой.

Интересно внутреннее пространство шатровой церкви, в котором находится небольшой деревянный иконостас неканонического типа. В нем есть только местный и праздничный чины, на месте деисусного чина представлено только изображение Христа — икона Спаса Вседержителя. Образы в иконостасе выполнены в духе народной живописи, возможно, в стиле мстерских икон. Мстерская слобода — известный иконописный центр — была расположена довольно близко от Селивановского района и в XIX веке наверняка имела с ним прямые связи. Мстерские мастера, занимавшиеся иконописными работами, выполняли многочисленные заказы на иконы для храмов округи.

Традиция постройки небольших деревянных церквей продолжает бытовать в Селивановском районе и в наши дни. Свидетельство тому — деревянная церковь Спаса Нерукотворного в поселке Красная Горбатка, построенная на месте разрушенного храма Святителя Николая на территории местного кладбища. Новый храм был заложен в 1998 году и выполнен в духе старых построек.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна