Традиции церковного строительства в Селивановском районе Владимирской области
С древними местными архитектурными традициями связана и еще одна культовая постройка — храм Владимирской Божьей Матери в селе Тучково. Он был возведен на месте разрушившейся деревянной церкви XVII века. Строили его на средства жителя этого села, купца Платона Герасимова в 70-е годы XIX века. Желание создать гораздо более богатую и масштабную, чем прежде, постройку определило выбор в качестве образца более раннего памятника. И снова здесь ощущается определенное влияние владимиро-суздальских зодчих — ориентация на храмы XVI–XVII веков. Образцом для тучковского храма вполне мог стать, например, Преображенский собор суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря, где в те годы как раз проводились работы по поновлению росписей XVII века. Внешнее сходство этих построек, действительно, довольно велико. Любопытно также, что кованые подсвечники и паникадила в храме Тучкова, созданные местными мастерами, с большой точностью повторяли образцы XVII века. Возможно, в этом проявлялась связь с предшествовавшей деревянной постройкой и ее утварью. На раннюю традицию ориентировался в своей работе и С.Е. Осипов, мастер из поселка Красная Горбатка, оформивший иконостас в тучковском храме.
Особое место среди культовых каменных построек в Селивановском районе по своему масштабу и качеству исполнения занимают Троицкая церковь (1838) в селе Дуброво и церковь Спаса Нерукотворного (1777) в селе Никулино. Оба являются памятниками классицизма, причем никулинская церковь относится к раннему классическому стилю (70–80-е годы XVIII века). Несмотря на сильную разрушенность храма в селе Никулино, здесь довольно хорошо просматриваются особенности архитектурного решения, позволяющие почувствовать дух произведений В.И. Баженова с отголосками барокко и типовых проектов М.Ф. Казакова (похожая раскреповка антаблемента, скругленные и ступенчатые углы, гурты, окна-люкарны и т. д.). Никулино было владением графов Воронцовых, поэтому предположение о возможном участии в строительстве этого однокупольного храма с трапезной и колокольней кого-то из столичных архитекторов кажется не беспочвенным. О столичном круге художников говорит и сохранившиеся фрагменты росписи фронтона, более поздней по времени. Лучше всего в комплексе никулинского храма сохранилась колокольня, также подтверждающая предположение о влиянии или возможном участии в его создании столичных мастеров.
Вторая классицистическая постройка — церковь Троицы Живоначальной в селе Дуброво — тоже имеет свои особенности. В этой полностью сохранившейся, в отличие от храма в селе Никулино, церкви выделяется характерный портик и необычная роспись на его фронтоне, выполненная на металлических пластинах. Здесь можно говорить о локальных чертах в постройках классического стиля. В архитектуре и оформлении этого храма классические традиции проявлялись в сочетании с чертами иных стилей.
Местные деревянные церкви возводили те же плотницкие артели, что строили деревянные дома. Когда-то таких церквей было немало, теперь же их почти не осталось. Одна из них, вместе с находящейся рядом с ней часовней, была построена в скиту в деревне Матвеевка. Тип обеих построек характерен для церковной деревянной архитектуры и владимиро-суздальских земель, и для Русского Севера, где особенно чтились и сохранялись древнерусские традиции зодчества. Церковь шатровая — четверик в основании и венчающий его восьмерик с шатром и маленькой главкой. Часовня — сруб с двухскатной кровлей и высоко поднятой главкой. Планировка часовни самая обычная — клеть-сруб, планировка шатровой церкви тоже традиционная, крестообразная, по центру — восьмиугольник, являющийся основанием шатра. Часовня отапливается зимой, шатровая же церковь используется как летний храм. Вместе эти постройки составляют небольшой архитектурный комплекс, обнесенный деревянной оградой.
Интересно внутреннее пространство шатровой церкви, в котором находится небольшой деревянный иконостас неканонического типа. В нем есть только местный и праздничный чины, на месте деисусного чина представлено только изображение Христа — икона Спаса Вседержителя. Образы в иконостасе выполнены в духе народной живописи, возможно, в стиле мстерских икон. Мстерская слобода — известный иконописный центр — была расположена довольно близко от Селивановского района и в XIX веке наверняка имела с ним прямые связи. Мстерские мастера, занимавшиеся иконописными работами, выполняли многочисленные заказы на иконы для храмов округи.
Традиция постройки небольших деревянных церквей продолжает бытовать в Селивановском районе и в наши дни. Свидетельство тому — деревянная церковь Спаса Нерукотворного в поселке Красная Горбатка, построенная на месте разрушенного храма Святителя Николая на территории местного кладбища. Новый храм был заложен в 1998 году и выполнен в духе старых построек.