12+

Дмитрий Хворостовский. Музыка души и сердца

2013
94 мин
Россия
Начать просмотр

Дмитрий Хворостовский

«Лучший баритон мира», «один из величайших певцов современности», «обладатель самого прекрасного и изысканного голоса», «звезда первой величины…». Так пресса разных стран характеризует российского певца Дмитрия Хворостовского, за 25 лет блистательной карьеры покорившего своим искусством весь мир.

Феноменальный успех Дмитрия Хворостовского на лучших оперных и концертных сценах мира — результат сложения многих качеств: выдающегося таланта и упорного труда, мастерства и вдохновения, исключительных внешних данных и редкого артистизма, поистине магнетического дара воздействия на аудиторию.

Дмитрий Хворостовский родился 16 октября 1962 году в Красноярске. Его родители (отец — инженер-химик, мать — врач), большие любители вокального искусства, передали эту любовь сыну, чей певческий талант проявился весьма рано. В 20 лет Дмитрий поступил на вокальный факультет Красноярского института искусств (ныне Академия музыки и театра) в класс профессора Е.К. Иофель. В 1985–1990 годах был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета.

В 1987 году молодой певец стал победителем Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Спустя год выиграл Международный вокальный конкурс в Тулузе (Франция).

В 1989 году Дмитрий Хворостовский одержал триумфальную победу на престижном вокальном конкурсе BBC в Кардиффе, на котором присваивается неофициальный титул «лучшего голоса мира». Именно с этого успеха началась его международная карьера. Уже в то время критики отмечали его высочайшую вокальную культуру, врожденное чувство фразировки и потрясающее легато.

После дебюта в «Пиковой даме» Чайковского в Опере Ниццы Хворостовский получил постоянные ангажементы на самых великих оперных сценах мира — таких, как Королевская опера «Ковент Гарден», «Метрополитен-опера», Парижская опера, Баварская и Венская Государственные оперы, Ла Скала, Лирическая опера Чикаго, и на самых престижных фестивалях, включая Зальцбургский.

В его репертуаре — центральные партии в операх «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Демон» Рубинштейна, «Травиата», «Дон Карлос», «Риголетто», «Симон Бокканегра» и «Отелло» Верди, «Фаворитка», «Любовный напиток» Доницетти, «Пуритане» Беллини, «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Фауст» Гуно… В этих и многих других ролях Хворостовский раскрылся как многогранный артист с мощным драматическим потенциалом, редким для западной сцены предпочтением тонкости и психологизма внешнему вокальному эффекту.

Дмитрий Хворостовский — непревзойденный мастер камерного и кантатно-ораториального жанров, превосходный исполнитель романсов русских и зарубежных композиторов (Глинка, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, А. Рубинштейн, Шостакович, Свиридов, Равель, Брамс, Малер…); барочных арий западноевропейских композиторов XVI–XVII веков; русских народных песен; духовной музыки русских композиторов.

В качестве концертирующего солиста Дмитрий Хворостовский выступает в лучших залах, в числе которых Вигмор-холл в Лондоне, Куинс-холл в Эдинбурге, Карнеги-холл в Нью-Йорке, театры Ла Скала в Милане и Лисеу в Барселоне, Концертный зал имени П.И. Чайковского и Большой зал консерватории в Москве, Сантори-холл в Токио, Музикферайн в Вене.

Обладая широчайшим репертуаром, Дмитрий Хворостовский уделяет огромное внимание исполнению русской классической и современной музыки. Его сольные концертные программы и записи признаны в числе наивысших достижений в мировой интерпретации русской музыки.
Особое место в репертуаре Хворостовского занимает музыка Г.В. Свиридова, Дмитрий является первым исполнителем его вокальной поэмы «Петербург» на стихи Блока, написанной в 1995 году и посвященной певцу.

Артист сотрудничает с ведущими оркестрами мира, в том числе с Нью-Йоркским и Роттердамским филармоническими. Он выступал с выдающимися дирижерами недавнего прошлого и наших дней: Бернардом Хайтинком, Джеймсом Ливайном, Зубином Метой, Майклом Тилсоном Томасом, Сейдзи Одзава, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Владимиром Спиваковым, Владимиром Федосеевым, Клаудио Аббадо, Лорином Маазелем, Евгением Колобовым и многими другими.

Будучи востребованным во всем мире — от Дальнего до Ближнего и Среднего Востока, от Австралии до Южной Америки, — Дмитрий Хворостовский всегда поддерживал и продолжает поддерживать тесные личные и творческие контакты с Россией. Его гастрольные маршруты простираются по всей стране: от Санкт-Петербурга до Абакана, от Белгорода до Южно-Сахалинска. Он был первым оперным певцом, давшим сольный концерт с хором и симфоническим оркестром на Красной площади в Москве; этот концерт транслировался более чем в 25 странах мира. В Москве и Санкт-Петербурге он регулярно выступает с концертами в организованном им цикле «Дмитрий Хворостовский и друзья», в котором по приглашению выдающегося русского артиста пели звезды мировой сцены: Рене Флеминг, Барбара Фриттоли, Суми Чо, Сондра Радвановски, Екатерина Сюрина, Екатерина Губанова, Йонас Кауфман, Ильдар и Аскар Абдразаковы, Рамон Варгас, Марчелло Джордани, Чарльз Кастроново.

В обширной дискографии Хворостовского — многочисленные сольные концерты и оперные спектакли. Большинство записей 1990-х годов сделаны на лейбле Philips («Сельская честь», «Евгений Онегин», «Дон Карлос», «Царская невеста», «Иоланта»). С 2000 певец активно сотрудничает со звукозаписывающей компанией Delos, с 2012 — с лейблом Ondine. Среди последних записей на Ondine: CD «Этой лунной ночью» (романсы Чайковского и Танеева, «Песни и пляски смерти» Мусоргского); «Романсы Рахманинова» — оба с пианистом Ивари Ильей; «Колокола рассвета» (русская духовная музыка и народные песни с хором «Мастера хорового пения»); полуторачасовой фильм-опера «Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Музыкальная одиссея в Петербурге»; запись на DVD концерта с Анной Нетребко на Красной площади; «Трубадур» из «Метрополитен-опера». Все эти записи получили восторженные отзывы музыкальных критиков.

В ноябре 2015 года на Ondine вышел новый альбом певца в содружестве с Ивари Ильей, на котором записаны «Сюита на стихи Микельанджело» Шостаковича и Сонеты Петрарки» Листа.

Дмитрий Хворостовский исполнил партии Дон Жуана и Лепорелло в фильме «Дон Жуан без маски» (студия Rhombus Media, 2000 год), снятом на основе оперы Моцарта и завоевавшем несколько наград.

В последние годы певец серьезно занялся проектами в области неакадемической музыки. В 2005 году в честь 60-летия Победы певец по приглашению президента Владимира Путина совершил тур по России, выступив перед многотысячными аудиториями в память о павших солдатах Великой Отечественной войны. С тех пор артист постоянно выступает в городах России с программой песен военных лет. Дмитрий Хворостовский успешно сотрудничает с популярным композитором Игорем Крутым. Их совместные концерты прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Нью-Йорке.

В первой половине 2015 года Дмитрий Хворостовский выходил на сцену «Ковент Гарден» («Бал-Маскарад»), Венской оперы («Травиата», «Дон Карлос»), «Метрополитен-опера» («Бал-Маскарад»). 2 и 5 февраля он исполнил заглавную партию в опере «Демон» на сценах Концертного зала им. П.И. Чайковского и Концертного зала им. С.В. Рахманинова «Филармонии-2» (режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Михаил Татарников).

9 мая 2015 года на ВДНХ в Москве Хворостовский дал грандиозный концерт «Песни военных лет» в честь 70-летия Великой Победы. Выступления артиста, посвященные празднику Победы, состоялись в этом году также в Тюмени, Екатеринбурге, Ереване, Санкт-Петербурге, Красноярске.

25 сентября Дмитрий Хворостовский исполнил партию графа Ди Луна в спектакле «Трубадур» в театре «Метрополитен-опера». Каждый выход певца на сцену сопровождался нескончаемыми овациями. Его горячо приветствовали партнеры, среди которых была Анна Нетребко.

Минувшей осенью в Государственном Кремлевском Дворце прошел концерт из цикла «Дмитрий Хворостовский и друзья», в котором вместе с прославленным российским баритоном выступила латвийская певица Элина Гаранча. 2 ноября певец принял участие в концерте-открытии реставрированной исторической сцены театра «Геликон-опера».

18 ноября Хворостовский выступил в Уфе: в Башкирском театре оперы и балета состоялся благотворительный концерт «Дмитрий Хворостовский и друзья — детям», все средства от которого (почти 35 миллионов рублей) направлены на лечение детей, страдающих онкологическими заболеваниями.

12 октября указом Президента Российской Федерации Владимира Путина Дмитрий Хворостовский был награжден Орденом Александра Невского.

Лев Конторович

Народный артист России, профессор Лев Конторович с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (1969), где занимался хоровым дирижированием у К.Б. Птицы, симфоническим дирижированием у Л.М. Гинзбурга и инструментовкой у А.Г. Шнитке. Уже с первых шагов своей творческой деятельности в качестве дирижера и педагога он заявил о себе как о ярком, талантливом музыканте, обладающим широким музыкальным кругозором.

В течение 30 лет продолжалась активная деятельность Льва Конторовича в Московском хоровом училище имени А.В. Свешникова, а затем в созданной на базе училища Академии хорового искусства имени В.С. Попова. С 1996 года он — профессор, с 2012 года — заведующий кафедрой Современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории. Ученики Л. Конторовичауспешно работают в хоровых коллективах, музыкальных театрах и учебных заведениях России и за рубежом.

Львом Конторовичем подготовлено множество концертных программ, включивших в себя хоровые произведения крупных и малых форм разных эпох и стилей. Он участвовал в международных фестивалях музыки И.С. Баха в Германии, Международных фестивалях хоров мальчиков в Грасе (Франция) и Познани (Польша), Европейском фестивале Православной музыки, посвященном 1000-летию Крещения Руси (Москва, Германия, Франция, Люксембург), Европейском симпозиуме хоровой музыки в Любляне (Словения).

В 1997 году Л. Конторович создал Камерный хор «Духовное возрождение» Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке.
В 2005 году он был приглашен на должность художественного руководителя Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Под его руководством обновленный состав хора успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Отличительной чертой Академического Большого хора является виртуозное исполнение большого количества произведений мировой классики в оригинальных переложениях Льва Конторовича для хора a cappella.

В 2013 году Лев Конторович был художественным руководителем Всероссийского мастер-класса «Национальный молодежный хор» для учащихся высших и средних учебных заведений России, а также организатором творческой встречи — мастер-класса с основателем Международной Баховской академии Хельмутом Риллингом в Штутгарте. В 2014 году был заместителем председателя жюри Первого Международного конкурса хоровых дирижеров имени Бориса Тевлина. В 2015 году — председателем жюри Всероссийского хорового фестиваля, организованного Всероссийским хоровым обществом, и Всероссийского музыкального конкурса по специальности «хоровое дирижирование». Проводит мастер-классы в городах России, Болгарии, Доминиканской Республике, Коста-Рике.

Лев Конторович — главный хормейстер Сводного хора празднования Дня Славянской письменности и культуры на Красной площади (с 2014 года) и концерта, посвященного 70-летию Победы у Театра Российской армии (9 мая 2015 года). 21 марта 2015 года в Храме «Всех скорбящих радости» на Большой Ордынке состоялась торжественная служба, посвященная юбилею С. Рахманинова, которую проводил митрополит Иларион. На ней под управлением Льва Конторовича было исполнено «Всенощное бдение» Рахманинова.

Со Львом Конторовичем в разные годы сотрудничали выдающиеся дирижеры: Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Валерий Полянский, Владимир Юровский, Хельмут Риллинг, Альберто Дзедда, Сейджи Озава, Кент Нагано, Константин Орбелян, Эннио Морриконе, Кристоф Эшенбах и многие другие. В сопровождении хоров, руководимых Львом Конторовичем, исполняли свои концертные программы знаменитые певцы: Иван Козловский, Николай Гедда, Владислав Пьявко, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Хибла Герзмава, Динара Алиева, Василий Ладюк, Любовь Казарновская, Демис Руссос, Роберто Аланья, Хосе Кура.

В 2014 году «За примерное служение Отечеству и высокополезные труды во благо Государства Российского» профессору Л.З. Конторовичу была объявлена Благодарность Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны.

Винченцо Беллини

Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (3 ноября 1801, Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор.

Происходил из семьи музыкантов (отец — дирижер, дед — органист и композитор). Учился в Неаполитанской консерватории. Написал 11 опер, из которых большим успехом пользовались «Капулетти и Монтекки» (1830, театр «Фениче», Венеция), «Сомнамбула» (1831, театр «Каркано», Милан), «Пуритане» (1835, «Театр Итальен», Париж). Наиболее значительное произведение — опера «Норма» (1831, театр «Ла Скала», Милан). Постановки опер Беллини часто сопровождались патриотическими демонстрациями: в условиях роста национально-освободительного движения в Италии зрители находили в его операх актуальное политическое содержание. Беллини — крупнейший мастер итальянского стиля бельканто. Основу его музыки составляет яркая вокальная мелодика, гибкая, пластичная, отличающаяся непрерывностью развития. На произведениях Беллини совершенствовали своё искусство выдающиеся итальянские певцы.

23 сентября 1835 года в предместье Парижа Беллини скончался от острого воспаления кишечника, осложненного абсцессом печени. Прах композитора покоится на Сицилии, в кафедральном соборе города Катания.

Павел Чесноков

Чесноков Павел Григорьевич (24 (12) октября 1877 — 14 марта 1944) — русский хоровой дирижер, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории (с 1921 года).

Родился 24 (12 по старому стилю) октября 1877 года близ города Воскресенска (ныне Истра) Звенигородского уезда Московской губернии в семье церковного регента. Кроме Павла, у Григория Чеснокова было еще два сына — Алексей и Александр (последний также был известен как духовный композитор, автор многих произведений для хора, в том числе «Литургии» op. 8 для смешанного хора). В 1895-1916 преподаватель Синодального училища (Народная хоровая академия), в 1917–1922 главный дирижер Московского государственного хора, в 1922-1928 руководитель Московской капеллы. Автор первого отечественного капитального труда по хороведению. Скончался в Москве 14 марта 1944 года.

Академический Большой хор «Мастера хорового пения»

Академический Большой хор создан в 1928 году; его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. Впоследствии коллективом руководили выдающиеся музыканты — Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова. За неполный век хором исполнено более 5000 сочинений отечественных и зарубежных композиторов — опер, ораторий, кантат, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие записи хора вошли в золотой фонд отечественной музыки, получили признание за рубежом (Grand Prix конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии). В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова и других композиторов.

С Большим хором работали дирижеры Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Гельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнев, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анжела Георгиу и многие другие. Хор выступал в лучших залах России, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии. «Мастера хорового пения» гастролируют по всей России, в том числе на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 2005 году на должность художественного руководителя Академического Большого хора, получившего к этому моменту название «Мастера хорового пения», был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Название «Мастера хорового пения» предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

Хор принимал участие в «Международном осеннем хоровом фестивале имени профессора Б.Г. Тевлина» (2012-2014), фестивалях «К 80-летию Родиона Щедрина» (2012), «Дню Победы посвящается» (2013), «Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский» (2014-2015). На сцене Большого зала консерватории под управлением Льва Конторовича исполнялись Реквием Верди, Месса си минор Баха (с Национальным филармоническим оркестром России), «Маленькая торжественная месса» Россини (2014), русская литургия «Запечатленный ангел» Щедрина (2015), был проведен Юбилейный фестиваль «85 лет Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и другие проекты.

Коллектив — постоянный участник Московского Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители Владимир Спиваков и митрополит Иларион) и Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна