18+

Старый Новый год

Комедия
1980
138 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
2 серии

Двухсерийный телефильм Наума Ардашникова и Олега Ефремова по одноименной пьесе драматурга Михаила Рощина вышел на экраны в 1980 году. За несколько лет до этого Ефремов поставил произведение на сцене МХАТа — спектакль собирал аншлаги, что и навело авторов на мысль об экранизации. Тем более что и актеров для фильма искать почти не пришлось: все они за редким исключением перекочевали на экран с театральной сцены.

Москва, канун старого Нового года — и две квартиры, разделенные лестничной клеткой. В одной со своим семейством справляет новоселье Петр Себейкин (Вячеслав Невинный) — «человек рабочий» и заработавший себе и на красивую мебель, и на телевизор, и на холодильник, который ломится от еды. Ее бережно расставляет на стол супруга Клава. Остальные домочадцы также суетятся, наводя блеск; Себейкин доволен и готов выпить и закусить.

Хозяин квартиры напротив — Петр Полуорлов (Александр Калягин), интеллигент и такой же новосел. Только вот, вернувшись в этот день домой к накрытому праздничному столу в хорошо обставленном жилище, он отчего-то совсем не весел. Сперва жалуется на жизнь и собственную несостоятельность, а потом и вовсе начинает выбрасывать вещи за дверь — дескать, не нужны ему материальные ценности, не ради них он жил, вернуться нужно к первобытному природному состоянию и только так стать свободным. Этот выпад никем не оценен, семья недоумевает.

У Себейкиных праздник также заканчивается на мрачной ноте: пустоту душевную, всеобъемлющую скуку не заполнишь мебелью, так же как не принесет удовлетворения избавление от нее. В итоге поутру, разругавшись в пух и прах со своими Клавами (супругу Полуорлова зовут так же, как и супругу Себейкина), оба Петра уходят куда глаза глядят. И встречаются — не без содействия «вездесущего соседа» Ивана Адамыча (Евгений Евстигнеев) — в Сандунах. В клубах банного пара два Петра ведут разговоры по душам, понимают друг друга с полуслова, винят во всем жен Клавдий — и в этом находят для себя успокоение.

На экране то и дело мелькают пейзажи зимней Москвы, а за кадром звучит песня Сергея Никитина «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака. То, что история была «отточена» актерами на театральной сцене, играет не последнюю роль — оттуда и тонкие, продуманные и прожитые образы, и осмысленные диалоги, и даже комические сцены-скетчи, которых в фильме немало: недаром жанр картины сами ее создатели определяют как «сатирическая комедия». Авторы не избегают театральности — фильм во многом походит по своей форме на спектакль, но возможности и особенности кинематографа помогают усилить эффект. Внимание зрителя создатели из кадра в кадр переключают с одного Петра на другого, сперва подчеркивая их различия, чтобы потом еще отчетливее были видны сходства — две стороны, но все-таки одной медали.

Режиссеры: Олег Ефремов, Наум Ардашников
В ролях: Александр Калягин, Ирина Мирошниченко, Валерия Дементьева, Вячеслав Невинный, Борис Щербаков, Ксения Минина, Виктор Петров, Георгий Бурков, Анастасия Немоляева, Валентин Карманов
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна