Драконы в мифах и фольклоре разных народов

В мифах разных народов фигурировали драконы — чудища-рептилии. В преданиях их наделяли крепкими когтистыми лапами, собачьими головами или даже горбами, как у верблюдов. Но у всех драконов есть общие черты: мощные крылья и умение дышать огнем. Рассказываем про нескольких чудищ из преданий и сказок
народов России: читайте, кто требовал жертву за доступ к воде, кто мог искушать красавиц, а кто — в гневе бил по земле огненным хвостом.

Горыныч и Огненный змей

Андрей Синцов. Змей Горыныч (фрагмент). 1897. Ногинский музейно-выставочный центр, Ногинск, Московская область
Неизвестный художник. Рыцарь, убивающий дракона (фрагмент). XIX век. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого, Севастополь
Виктор Васнецов. Бой Ивана-царевича с трехглавым морским змеем (фрагмент). 1912. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
Образ дракона — мифологического огнедышащего чудовища с крыльями — издревле встречается в фольклоре разных стран. Филолог Владимир Пропп
полагал, что немаловажную роль сыграло сходство сказочного существа со змеей. А оно, в свою очередь, связано с древнейшими верованиями о священных животных
. Со временем в поверьях
образ мифологической змеи
дополнили черты других земных созданий — в основном птиц: так и появились драконы.
Змей есть механическое соединение из нескольких животных. Он представляет собой такое же явление, как египетские сфинксы, античные кентавры и т. д. Изображения змея в искусстве показывают, что наряду с основным видом его (пресмыкающееся + птица) он может слагаться из очень разных животных, что в его состав входит не только крокодил или ящер и птица, но и пантера, лев, козел и другие животные, что он состоит из двух, трех, четырех животных.
Владимир Пропп. «Исторические корни волшебной сказки»
Главный дракон русского фольклора — Змей Горыныч о трех, шести или даже девяти головах встречался в старинных былинах и сказках
. Он олицетворял собой злое начало, персонажа называли «поганым» и «лютым» змеем. Горыныч охранял древние клады
и похищал юных царевен, брал в плен князей и богатырей
. В сказках упоминали, что злодей жил в пещерах с богатствами, земляных норах или на камне посреди моря
.
Так, на севере России, мрачном, лесистом, суровом, народная фантазия помещала пещеру змеи аспиды, змеи крылатые с птичьим носом и с двумя хоботами — эта пестрая змея живет в отдаленных печорских горах, не садится на землю, а на камень, а куда полетит, может всю землю опустошить.
Николай Костомаров
. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа»
Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем (фрагмент). 1918. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
Борис Зворыкин. Смертный бой с змеем трехглавым (фрагмент). 1916. Государственный исторический музей, Москва
Иван Билибин. Змей Горыныч (фрагмент). 1912. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Если в былинах дракон был могучим чудовищем, противником богатырей, то в сказках у него появлялись и черты искусителя. Например, в сюжете русской народной сказки «Чудесная рубашка» огнедышащий змей, которого победил купеческий сын Иван, сначала служил в семье поваром, а затем обольстил жену Ивана, Елену Прекрасную. Та убила мужа и стала супругой Горыныча.
В славянских верованиях
упоминался и другой злой дух, схожий с драконом, — летающий Огненный змей. По поверьям, он являлся по ночам к женщинам, которые сильно тосковали по умершим мужьям. На земле демон якобы принимал вид покойного супруга, проводил со вдовой ночь, а после та заболевала или сходила с ума: визит лишал ее жизненных сил и здоровья. Еще этого злого духа называли змей-любак или маньяк (от слова «манить»). Считалось, что вдовы могли не поддаться на чары и опознать демона: он не мог правильно выговаривать имена христианских святых.
К некоторым женам и девицам летают ночью огненные змеи, то есть воздушные дьяволы, и имеют с ними плотское совокупление, от чего те женщины весьма худеют. Проезжающие в зимнее время ночью поля видят падающие с неба звезды, кои также почитают за оных же дьяволов, и крестятся, произнося сии слова: «Аминь, аминь, рассыпься!»
Михаил Чулков. «Абевега русских суеверий»

Казанский Зилант в золотой короне

Великомученик Георгий побеждающий дракона (фрагмент). XVII век. Государственный исторический музей, Москва
Василий Милиоти. Женщина на драконе (фрагмент). 1920. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Николай Чеснов. Архистратиг Михаил убивает дракона (фрагмент). 1779. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Ярославская область
Зилант (Зилан) — мифический крылатый дракон, который, по поверьям, обитал в окрестностях Казани. Чудище упоминается в двух легендах — и как положительный, и как отрицательный персонаж.
По первому поверью, Зилант был покровителем Казани и защищал ее границы от захватчиков. А по второму, он считался змеиным царем и еще до основания города жил на его территории в горной пещере. Жители окрестностей собрались изгнать чудовище и подожгли гору. В пожаре погибли все змеи, подданные Зиланта, на освобожденном месте построили город. Однако сам Зилант уцелел, поселился на другой горе, неподалеку, и жил там, пока его не победил местный смельчак.
Сказители наделили Зиланта не совсем классическими чертами дракона: ему приписывали голову собаки, тело и лапы птицы, длинный хвост змеи и рога. По поверьям, тело чудища было черным, а крылья — огненно-алыми.
Изображение Зиланта стало эмблемой Казанского царства, а позже образ перекочевал на герб Казани. Сейчас на нем изображен черный дракон в золотой короне, с красными крыльями и золотыми лапами. Образ Зиланта можно найти на фасадах зданий, флюгерах и в городских скульптурах. Его упоминают даже на сайте правительства Казани: «Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость».

Башкирский аждаха — огнедышащий повелитель воды

Неизвестный художник. Всадник и дракон (фрагмент). XIX век. Государственный музей искусства народов Востока, Москва
Евгений Кибрик. Змей Горыныч (фрагмент). 1950. Тамбовская областная картинная галерея, Тамбов
Неизвестный художник. Бой с драконом (фрагмент). XIX век. Государственный музей искусства народов Востока, Москва
Аждаха-дракон известен у народов Южного Урала, Поволжья, Кавказа и Малой Азии. Этнографы предполагают, что родом он из иранской культуры, а его фольклорным прародителем стал мифологический змеиный царь Ажи-Дахака.
Башкирские поверья описывают аждаху как змееподобного огнедышащего злого духа. Считалось, что им может стать любая змея, если достигнет возраста ста лет (в других вариантах — пятисот) и при этом ни разу не попадется на глаза человеку. А если дух доживет до тысячи лет, то станет могучим юхой — оборотнем, пожирающим людей. Размер аждахи, по поверьям, мог достигать нескольких десятков метров или даже километров. У огненных рептилий была большая голова, а то и несколько — до тысячи. Считалось, что чудовища обитают в реках и водоемах, в горных пещерах и ущельях.
Легенды гласили, что аждахи, как и другие драконы, обладали гигантской силой, их появление сопровождали бури и вихри, а если тварь плыла по морю, то вода вокруг нее закипала. Дух повелевал дождевыми облаками и родниками, при желании мог лишать людей воды, но мог и позволить пользоваться ручьем или рекой — если ему отдавали в жертвы девушку. А еще аждаха мог принимать любой человеческий облик, умел говорить на местном языке и даже иногда вступал на земле в брак. В некоторых сказках, легендах и притчах упоминалось, что дракон помогал положительным героям: доставлял в нужное место, уничтожал неприятеля и строил для победителя дворцы.

Монгольский громовержец Луу

Неизвестный художник. Воин с драконом (фрагмент). XVIII век. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Иван Костылев. Русская народная сказка (фрагмент). 1950-е. Музей-заповедник «Дмитровский кремль», Дмитров, Московская область
Владимир Теребенев. Бой с драконом (фрагмент). 1921–1925. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда
В монгольском фольклоре известны луу (лу) — небесные драконы, и лусы (лусуты) — змееподобные духи воды. В облике божества-громовержца луу соединились черты змеи, дракона и верблюда. Сказители разных этносов наделяли его головой или горбом верблюда и телом змеи, которое всюду могло проникать. Лусы — создания подземного мира и хозяева воды — произошли от луу. По преданию, первый лус вылупился из змеиного яйца как небесный дракон, но не захотел им оставаться. Тогда боги сделали его хозяином всех вод на свете.
Считалось, что луу можно увидеть и услышать: они летают в небе, сердятся и кричат, именно так предания о драконах объясняли грозы. Гром — это их рев или скрежет зубов, а молния — движения хвоста. Известны старинные сказания о том, как драконы падали с неба, били по земле хвостом и плевались пламенем — вероятно, так описывали удар молнии в землю.
Позднее появились представления о луу как о ездовых животных бога-громовержца. Летом, в сезон гроз, он мчится на драконах по небу, а зимой, когда громов и молний не бывает, отдает чудищ на хранение духам-лусам. В холодное время луу спят под землей или на дне водоемов и ждут тепла. Этнографы полагают, что на эти предания повлияла тибетская мифология, в которой тоже есть духи погоды. Тибетские лу также подобны змеям, связаны с земными водами и могут вызывать дождь и грозы.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна