История одного здания: дворец Юсуповых на Чистых прудах

Палаты Волковых — Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке
 — одно из самых старых гражданских зданий в историческом центре Москвы. Дворец легко узнать по красным стенам и белому декору. Здание не раз реставрировали, но в нем сохранились фрагменты старинных росписей и другие архитектурные элементы. Читайте, как царский охотничий дворец стал парадной резиденцией Юсуповых
, правлением Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук и, наконец, музеем.

Охотничий дворец Ивана Грозного и дар Петра Великого

Интерьер палат Волковых — Юсуповых. Москва. Фотография: Вероника Высоцкая / фотобанк «Лори»
Интерьер палат Волковых — Юсуповых. Москва. Фотография: Вероника Высоцкая / фотобанк «Лори»
Интерьер палат Волковых — Юсуповых. Москва. Фотография: Вероника Высоцкая / фотобанк «Лори»
Точно неизвестно, когда и кто построил дворец, вся его история до XVIII века состоит из легенд. Есть предположения, что палаты возвели еще во времена царя Ивана Грозного, якобы тут трудились русские мастера Барма и Постник — те же архитекторы, что работали над собором Василия Блаженного
. Семейные предания Юсуповых гласят, что здание было охотничьим дворцом Ивана Грозного. В XVI веке в этих местах росли густые леса, где и охотился царь. Поездка иногда длилась несколько недель, а чтобы отдохнуть, государь вместе с приближенными возвращался в Сокольничий дворец, как его тогда называли. По легенде, здание связывали с Кремлем подземные тоннели.
Но самым вероятным временем постройки историки считают XVII век, когда в Москве возводили множество каменных зданий. В те времена район называли Огородничьей или Овощной слободой: здесь выращивали овощи и фрукты к царскому столу. Вскоре местность стала престижной, тут начали селиться купцы, священники, знать и царские приближенные.
Палатами в России до середины XVIII века называли гражданские постройки. Обычно они представляли собой большое здание в два этажа, в котором находилось много разных помещений. Палаты Волковых — Юсуповых изначально возвели как отдельные терема на подклетах — нижних нежилых этажах с хозяйственными помещениями.
Вероятно, к XVII столетию относится нижний этаж здания. Дворец строили в стиле нарышкинского барокко — направления в русской архитектуре рубежа XVII–XVIII веков. Для стиля характерны богатый рельефный декор фасадов, орнаменты, использование в отделке двух цветов — красного кирпича и белого камня. Снаружи здание украшают наличники, колонки, карнизы и другие элементы.
Внутри помещения нижнего этажа декорированы позолотой, стенными и потолочными росписями в стиле русского узорочья: растительный орнамент покрывает практически всю площадь сводов. Одну из комнат называют красной, на ее сводах расположены два изображения — хищные птицы убивают лебедя и утку. Предположительно, эти рисунки — отсылки к соколиной охоте времен Грозного. Сцены охоты украшают и один из залов.
Первым известным владельцем дворца был соратник Петра Великого дипломат Петр Шафиров. Государь пожаловал ему владения, но когда Шафиров попал в опалу из-за обвинений в казнокрадстве, палаты отошли другому сподвижнику императора — тайному советнику Петру Толстому. Но и ему не удалось сохранить надолго милость правителя. Строение снова поменяло хозяина, им стал генерал Алексей Волков. Он владел палатами меньше года, однако с тех пор в документах дворец стали называть по его фамилии — палатами Волковых.

XVIII–XIX века: владения князей Юсуповых

Алексей Мартынов. Дом князя Юсупова (фрагмент). Из альбома «Русская старина с памятниках церковного и гражданского зодчества». 1846–1848. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Григорий Гагарин. Сцена в гостиной дома Юсуповых. 1833. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Денис Мациевский. Дом Николая Юсупова. Москва. Харитоньевский пер., 21 (фрагмент). 2013. Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, Москва
В 1727 году царь Петр II подарил дворец за заслуги князю Григорию Юсупову, который еще вместе с Петром I участвовал в военных походах, сражался в Северной войне, а при Петре II дослужился до генерала. С тех пор во владении Юсуповых палаты находились почти 200 лет, до революции 1917 года.
Династия Юсуповых
ведет свою родословную от хана Ногайской орды Юсуфа, потомки которого перешли на службу к русским правителям и приняли православие. Представители рода служили тайными советниками, министрами и военными начальниками. Сын Григория Юсупова Борис был московским губернатором, а внук Николай — сенатором и руководителем Императорского Эрмитажа
. В XVIII–XIX веках династия владела фабриками и деревнями, усадьбами и дворцами по всей России. Среди них — петербургский Юсуповский дворец
на Мойке и поместье Архангельское в Подмосковье.
В московской резиденции на Чистых прудах с 1801 по 1803 год снимал флигель Сергей Пушкин с семьей, здесь провел свое раннее детство поэт Александр Пушкин
. В саду рос большой дуб, а под ним на цепи находился механический кот, которого Николай Юсупов привез из Европы. Вероятно, эти воспоминания из детства отразились в поэме «Руслан и Людмила»
.
В том же XIX веке дворец стал для Юсуповых родовым гнездом и парадной резиденцией. Здание несколько раз перестраивали и реконструировали. Над ним работали архитекторы Николай Султанов и Виктор Померанцев. Отдельные западное и восточное строения соединили между собой каменным переходом, корпуса дополнили пристройками, возвели третий этаж и парадное крыльцо. Во дворце проходили пышные приемы. А еще Юсуповы хранили здесь художественные коллекции, ювелирные изделия и обширную библиотеку: представители семьи собирали произведения искусства, были известными меценатами.
В конце XIX столетия стены верхнего этажа декорировали росписями. В залах разместили портреты российских правителей и членов царской семьи
. Парадная лестница вела на верхние этажи, на ней можно увидеть фигуры львов с щитами, на которых изображен герб Юсуповых. С лестницы гости попадали в комнату в китайском стиле, на ее потолке изображены два дракона, а по стенам — гусеницы, которые превращаются в бабочек.
За китайской комнатой следует тронный зал, самое большое помещение дворца. Он декорирован позолоченными решетчатыми дверьми, резным золоченым деревом, портретами царей, венецианскими зеркалами и медальонами со знаками зодиака. Голландская печь украшена изразцами — узорными керамическими плитками. Всего же дворцовые комнаты обогревали восемь печей XVII и XVIII века.

XX–XXI века: Академия и музей

Палаты Волковых — Юсуповых. Москва. Неизвестный архитектор. XVII век. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
Палаты Волковых — Юсуповых. Москва. Неизвестный архитектор. XVII век. Фотография: Яна Матвеева / фотобанк «Лори»
Палаты Волковых — Юсуповых. Москва. Неизвестный архитектор. XVII век. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
Дворец унаследовала Зинаида Юсупова. Она была наследницей огромного состояния и последним представителем своего известного рода. Юсупова вышла замуж за графа Феликса Сумарокова-Эльстона. Чтобы именитая династия не угасла, граф по указу императора унаследовал княжеский титул, герб и фамилию супруги. После революции семье пришлось покинуть дворец и уехать в Европу.
Здание национализировали — оно перешло в государственную собственность. Несколько лет в нем размещался музей дворянского быта. Затем палаты передали Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина, здесь расположилось правление академии. Во дворце работал селекционер и ученый-генетик Николай Вавилов. В 1960-е годы строению присвоили охранный статус «объект культурного наследия» под названием «Палаты бояр Волковых (дворец Юсуповых)».
В 2000-х здание выкупила частная организация, которая начала его реставрировать. Но вскоре палаты вновь вернулись сельскохозяйственной академии. После ремонта здесь открылся Музей-дворец Волковых — Юсуповых
. С середины 2010-х помещения дворца пустуют и разрушаются, росписи страдают от влажности. Сейчас памятник архитектуры в государственной собственности, его передали в управление музею-усадьбе «Архангельское». На 2020-е годы запланирована масштабная реставрация, после которой в палатах снова откроется музей.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна