Реки, озера и моря в славянской мифологии

Многие источники, реки и озера в народе почитались как святые, водой из них лечили болезни. В таких водоемах запрещалось ловить рыбу, а на берегах — охотиться. В то же время озера с глубокой и темной водой, с быстрым течением называли «нечистыми»
: в них, по поверьям, обитали черти, русалки и водяные. Какие еще легенды и суеверия
у славян были связаны с водой — разбираемся в материале портала «Культура.РФ».

Реки: быстрые потоки и омуты

Григорий Чернецов. Волга (фрагмент). 1839. Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома
Василий Суриков. Енисей у Красноярска (фрагмент). 1909. Музей-усадьба В.И. Сурикова, Красноярск
Степан Галактионов. Вид на Неву со стороны Петропавловской крепости (фрагмент). 1821. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
В славянской мифологии образ реки двойственный. С одной стороны, она представлялась как могущественная, величественная и милостивая природная сила, с другой — мрачная, грозная, опасная и сулящая погибель. В фольклоре реки описывали как кровеносную систему земли: воду сравнивали с кровью, текущей по жилам. В русских былинах часто встречается сюжет, когда река образуется из крови погибшего богатыря
 — например, Дунай возник после гибели Дуная Ивановича.
Река в традиционной культуре связана с бытом человека, она — кормилица и средство связи с внешним миром. Движение воды в мифологии ассоциировалось с развитием, быстрым ростом и успехом. Речной поток, в отличие от стоячей воды, по поверьям, очищал человека и давал ему здоровье, что отразилось и в обрядах. Например, на новорожденного брызгали проточной водой, чтобы он рос так же быстро, как течет река или ручей. Речную воду использовали как лечебное средство
. В ночь на Ивана Купалу, зимой на Крещение
и после ледохода селяне купались в реках: считалось, что таким образом можно оградить себя от болезней.
Илья Репин. Лунная ночь. Здравнево (фрагмент). 1896. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Григорий Сорока. Вид в имении Спасское Тамбовской губернии (фрагмент). 1840. Тверская областная картинная галерея, Тверь
Михаил Нестеров. На горах (фрагмент). 1896. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Для здравия своего и святости рек по вскрытии купались во оных, несмотря ни на какую холодную погоду, даже делали то и во время жестокой зимы, отчего и ныне есть, что в день Богоявления купаются в прорубях, несмотря на жестокость мороза.
Из книги Михаила Чулкова «Абевега русских суеверий»
В то же время река воспринималась как место опасное. В глубоких омутах, в темной и быстрой воде, по поверьям, водилась нечисть
 — черти и водяные. Многие верили, что они топят людей, которые купаются ночью или осенью.
Считалось, что именно в реках и озерах обитали русалки. В фольклоре они предстают как нагие или одетые в белое женщины с длинными спутанными волосами. В отличие от европейских ундин, хвостов у них не было. По легендам, русалки большую часть времени жили под водой, а на сушу выходили только в русальную неделю — семь дней перед Троицей
.

Озера: священные и «нечистые»

Борис Кустодиев. После грозы (фрагмент). 1921. Частное собрание
Федор Толстой. Вид в Парголовском (фрагмент). 1841. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Геннадий Козлов. Рыбаки Байкала (фрагмент). 1948. Городской музей Ангарского городского округа, Ангарск, Иркутская область
Некоторые озера в славянской традиции считались священными — например, Ильмень в современной Новгородской области. Воду в таких местах называли целебной, ее следовало набирать в чистых праздничных одеждах и в глубоком молчании. В священных озерах купались, чтобы избавиться от болезней. Помимо реальных водных объектов, в преданиях описывали мистические озера. Одно из них — Студенец: считалось, что оно расположено на острове Руген в лесу. Рассказчики утверждали, что в нем водится много рыбы, но ловить ее нельзя: она, как и вода в озере, святая.
У нас на Руси и по сие время существуют святые озера, святые родники, которых воду предпочитают целительною, купаются в ней и бросают на дно таких бассейнов деньги, дорогие серьги, кольца, браслеты и прочее.
Из книги Михаила Забылина «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
Андрей Яковлев. Ильин день (фрагмент). 2008–2009. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Исаак Левитан. Хмурый день (фрагмент). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Дубовской. Буря утихает (фрагмент). 1904. Новочеркасский музей донского казачества, Новочеркасск, Ростовская область
Наряду со священными, в народной фантазии существовали и «нечистые» озера, где водились черти. Верили, что такие водоемы возникли при содействии бесов, как, например, Поганое озеро в окрестностях Владимира. По легендам, на этом месте находилось большое поселение, которое таинственным образом провалилось сквозь землю. Люди считали, что у озера нет дна, а иногда из него якобы слышится звон колоколов. По другой легенде, подобное место было и в Тульской губернии:
Сохранилась следующая легенда об одной церкви: был большой праздник; буйные толпы, собравшись к обедне, подрались в самом храме, и вот церковь со всеми прихожанами быстро погрузилась в землю, а на месте, где она стояла, выступила темная и мутная вода. Так образовалось озеро, откуда и до сего времени слышится колокольный звон накануне больших праздников.
Из книги Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»
Этнограф и фольклорист XVIII века Михаил Чулков писал и о другом водоеме неподалеку от Владимира — Плавучем озере. Люди верили, что на поверхности темной воды можно увидеть короба с утопленниками — убийцами князя Андрея Боголюбского. По легенде, их бросили в озеро за преступления и они плавают на поверхности, потому что ни земля, ни вода их не принимают. Чулков предполагал, что, на водной глади озера видны были «ветвистые кочки, обросшие мхом», которые люди принимали за таинственные короба.
Арсений Мещерский. Водопад (фрагмент). 1867. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Алексей Саврасов. Проклятое место (фрагмент). 1872. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов, Ярославская область
Юлий Клевер. Вечерняя тишина (фрагмент). 1894. Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, Алматы, Республика Казахстан
Считалось, что в озерах, болотах и возле мельниц обитают водяные. Они упоминаются в заговорах
, сказках, былинах и быличках — историях о встречах с нечистью, которые подаются как реальные случаи из жизни. Водяного представляли как безобразного голого или лохматого старика в зеленой тине. В легендах он выходил на сушу только по ночам и не вредил людям, но мог рассердиться на тех, кто нарушает правила: купается без нательного креста, ночью или поздней осенью. Таких купальщиков водяной утаскивал за ноги под воду. В некоторых историях нечистый дух портил мельницы и плотины — в таком случае обращались к знахарю
, чтобы его прогнать или убить. Считалось, что погубить водяного можно, если насыпать в воду золы.

Бескрайнее пространство: море и океан

Архип Куинджи. Море. Крым (фрагмент). 1890-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Гавриил Кондратенко. Берег моря. Крым (фрагмент). 1920-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аполлинарий Васнецов. Вид из Ласточкина гнезда. Крым (фрагмент). 1924. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В древности славянские племена жили далеко от морского побережья, поэтому в их фольклоре образ моря не соотносился с реальностью. Часто это было волшебное место, в котором возможны любые чудеса. В морской пучине, по мнению древних славян, обитали сказочные существа, а за морем находился край света — чужая и неизвестная, а поэтому опасная страна. По другим представлениям, бесконечная вода разделяла реальный и потусторонний миры. В сказках герой часто отправлялся за семь морей и попадал в подобие загробного мира, где обитали Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и заморские чудища.
Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами (фрагмент). 1848. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Боголюбов. Лунная ночь на море (фрагмент). Вторая половина XIX века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Григорий Чернецов. Мертвое море (фрагмент). 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Морем могли называть любую «большую воду» — океан или озеро, реку или болото. А в заговорах и других магических текстах чаще всего упоминался океан:
На море на Океане, на острове на Буяне, на полой поляне, под дубом мокрецким, сидит девица красная, а сама-то тоскуется, а сама-то кручинится, во тоске неведомой, во грусти недознаемой, во кручине недосказанной…
Из книги Михаила Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
Подобные заговоры строились по одинаковой модели: посреди моря-океана стоит остров, гора, престол или волшебный алатырь-камень, на нем находится персонаж — святой, девушка, Богоматерь или кто-то еще. Именно этот персонаж должен помочь с целью заговора: вылечить болезнь, защитить от опасности или наслать любовную тоску. Иногда за море-океан или «в темную глубокую воду» в заговорах отправляли недуги, нечистую силу, диких животных и врагов.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна