Тест: угадайте русскую классику по последним строкам

Если вы считаете себя знатоком русской классики, пройдите наш новый тест — и попробуйте угадать 10 знаменитых произведений XIX и ХХ века по последним строкам. Сможете отличить финал «Тихого Дона»
от «Отцов и детей»
? Проверьте — и не забудьте поделиться результатами с друзьями.
Василий Перов. Портрет Федора Достоевского (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Моллер. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1841. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Портрет Ивана Тургенева (фрагмент). 1874. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого, Севастополь
  1. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен».
    • Максим Горький, «На дне»
    • Лев Толстой, «Воскресение»
    • Федор Достоевский, «Преступление и наказание»
  2. «Последние происшествия обратили уже не на шутку внимание правительства на дерзновенные разбои N. Собраны были сведения о его местопребывании. Отправлена была рота солдат, дабы взять его мертвого или живого. Поймали несколько человек из его шайки и узнали от них, что уж N между ими не было. <...> Никто не знал, куда он девался. Сначала сумневались в истине сих показаний: приверженность разбойников к атаману была известна. Полагали, что они старались о его спасении. Но последствия их оправдали; грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что N скрылся за границу».
    • Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
    • Александр Пушкин, «Дубровский»
    • Николай Гоголь, «Мертвые души»
  3. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
    • Николай Лесков, «Очарованный странник»
    • Федор Достоевский, «Записки из мертвого дома»
    • Николай Гоголь, «Мертвые души»
  4. «Тогда луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на N, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит N со счастливым лицом. Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния N не потревожит никто».
    • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»
    • Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени»
    • Александр Куприн, «Поединок»
  5. «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал N. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
    • Андрей Платонов, «Котлован»
    • Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
    • Александр Пушкин, «Капитанская дочка»
  6. «Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал: «Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...» Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой».
    • Иван Бунин, «Темные аллеи»
    • Владимир Набоков, «Ада»
    • Михаил Булгаков, «Записки покойника»
  7. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. <…> Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
    • Лев Толстой, «Анна Каренина»
    • Иван Гончаров, «Обломов»
    • Иван Тургенев, «Отцы и дети»
  8. «Как для астрономии трудность признания движения земли состояла в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства неподвижности земли и такого же чувства движения планет, так и для истории трудность признания подчиненности личности законам пространства, времени и причин состоит в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства независимости своей личности. Но, как в астрономии новое воззрение говорило: «Правда, мы не чувствуем движения земли, но, допустив ее неподвижность, мы приходим к бессмыслице; допустив же движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к законам», — так и в истории новое воззрение говорит: «И правда, мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам». В первом случае надо было отказаться от сознания несуществующей неподвижности в пространстве и признать неощущаемое нами движение; в настоящем случае — точно так же необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую нами зависимость».
    • Федор Достоевский, «Бесы»
    • Лев Толстой, «Война и мир»
    • Евгений Замятин, «Мы»
  9. «Хата была пуста. В ней господствовал тот печальный, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда. Кучи сора и тряпок лежали на полу да в углу стоял деревянный остов кровати… С стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь, которая осталась мне на память об N и об ее нежной, великодушной любви».
    • Александр Пушкин, «Барышня-крестьянка»
    • Иван Гончаров, «Обыкновенная история»
    • Александр Куприн, «Олеся»
  10. «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
    • Антон Чехов, «Вишневый сад»
    • Александр Островский, «Гроза»
    • Николай Гоголь, «Ревизор»

Автор: Екатерина Тарасова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна