5 художников, которые вышли из крепостных

Аудиоверсия: 5 художников, которые вышли из крепостных
00:00
В каком возрасте получил вольную Василий Тропинин
, за что Ореста Кипренского
обвиняли в мошенничестве и как Алексей Венецианов
помогал талантливым художникам в собственной школе? Читайте истории известных российских художников, которые родились крепостными.

Василий Тропинин

Василий Тропинин. Кружевница (фрагмент). 1823. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Тропинин. Автопортрет (фрагмент). 1844. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
Василий Тропинин. Старик, обстругивающий костыль (фрагмент). 1830-е. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
Известный московский портретист Василий Тропинин
был крепостным графа Моркова. Еще мальчишкой в перерывах от работы он срисовывал лубочные картинки
и создавал ваксой портреты на стенах. Но граф решил, что будет практичнее обучить крепостного кондитерскому делу. Все же через год родные уговорили его отправить Тропинина в Академию художеств
. Молодой художник жил на квартире своего учителя Степана Щукина, посещал самые известные мастерские и дважды занимал первые места в академических конкурсах. Однако через пять лет Морков приказал Тропинину ехать с ним в новые украинские владения, чтобы проектировать и расписывать церковь в Кукавке. Параллельно художник писал портреты местных стариков и темноглазых крестьянок и, по его словам, получил еще больше опыта, чем в Академии.
После войны 1812 года граф переехал в Москву, а вместе с ним и Василий Тропинин. Он был уже востребованным художником, но продолжал расписывать кареты, печь пирожные и прислуживать за барским столом. Однажды иностранный поклонник Тропинина приехал в дом Моркова и попросил провести его в мастерскую художника. Они долго разговаривали, а за обедом гость предложил лакею-Тропинину сесть за стол — вся семья была в растерянности. С тех пор художника освободили от этой работы, но вольную он получил только в 47 лет, и то под давлением друзей графа. Тропинин поселился неподалеку от своего бывшего хозяина и прославился целой галереей уютных «халатных портретов»: писал состоятельных людей в домашней одежде.

Николай Аргунов

Николай Аргунов. Портрет Николая Шереметева (фрагмент). 1800-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Николай Аргунов. Автопортрет (фрагмент). 1810-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Аргунов. Портрет балерины Татьяны Шлыковой-Гранатовой (фрагмент). 1789. Музей-усадьба Кусково, Москва
Портретист Николай Аргунов родился в 1770 году в семье крепостных художников и архитекторов, которые принадлежали графам Шереметевым. С ранних лет он учился живописи у отца — Иван Аргунов и основал эту культурную династию. В 18 лет молодой художник уже написал портрет балерины Татьяны Шлыковой-Гранатовой, она тоже была крепостной Шереметевых. В 1793 году Аргунов продолжил обучение в Петербурге, а в 1800-х уже оформлял картинами имения Шереметевых
: дворец в подмосковном Останкино, Странноприимный дом
в Москве, Фонтанный дом в Петербурге и дачу Ульянку.
Николай Шереметев был женат на бывшей крепостной певице Прасковье Жемчуговой и, возможно, поэтому завещал вольную всем своим крестьянам. В 45 лет Аргунов получил свободу, а через три года стал преподавателем Академии художеств. Его учениками были художники Иван Мельников, Михаил Зацепин и Петр Поздеев. В своих портретах Аргунов развивал реалистические тенденции: писал своих героев правдиво, без украшательств, использовал спокойные цвета и старался передавать характер.

Орест Кипренский

Орест Кипренский, Портрет отца, Адама Швальбе (фрагмент). 1804. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Орест Кипренский. Автопортрет (фрагмент). 1828. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина (фрагмент). 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Автор самого известного портрета Пушкина
, Орест Кипренский
, был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова и крестьянки Анны Гавриловой. Дьяконов выдал ее за своего крепостного Адама Швальбе — он и стал названым отцом будущего художника. Фамилию, как и полагалась незаконнорожденным, дали случайную: Кипренский — от Копорья, где его крестили. Однажды Швальбе увидел, как искусно шестилетний мальчик срисовывает картины, которые были видны через окна дворцов Ораниенбаума
. Отчим показал работы Дьяконову — тот и устроил сына в Воспитательное училище при Академии художеств. Тогда же Орест Кипренский получил от отца вольную.
В 1803 году он окончил Академию по классу исторической живописи, однако конкурс на пенсионерскую поездку — изучать искусство в Европе — не выиграл. Спустя год художник представил свой первый портрет: изображение Адама Швальбе он назвал «Портрет отца». Вскоре он стал популярным портретистом и начал получать много заказов.
В 1816 году Кипренский отправился в Германию благодаря помощи императрицы Елизаветы Алексеевны, а потом остановился в Италии. Там живописец изучал искусство Античности и Ренессанса, совершенствовался в мастерстве и первым из русских живописцев получил предложение написать автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.
Спустя шесть лет художника обвинили в убийстве натурщицы — ему пришлось уехать на родину. Истинного преступника нашли и судили, но репутация Кипренского сильно пострадала. И все-таки через шесть лет он вернулся в Италию навсегда. В 1831 году на выставке в Неаполе Кипренский представил «Портрет отца». Академики обвинили художника в мошенничестве: они были уверены, что картину не мог написать русский художник XIX века. «Отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто — Альбертини», — писал Кипренский.

Григорий Сорока

Григорий Сорока. Автопортрет (фрагмент). Вторая половина 1840-х — начало 1850-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Григорий Сорока. Вид озера Молдино в имении Н.П. Милюкова Островки (фрагмент). Конец 1840-х — начало 1850-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Григорий Сорока. Портрет Алексея Венецианова. (фрагмент). Конец 1840-х — начало 1850-х. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник Григорий Сорока родился крепостным Николая Милюкова в имении Островки. В 1842 году именитый живописец Алексей Венецианов
увидел его рисунки и предложил давать уроки в своей школе. Она находилась недалеко, в поместье Сафонково. Венецианов приглашал туда крепостных художников и учил их писать портреты, интерьеры и пейзажи с натуры. Для многих учеников он потом добивался свободы.
Уже через три года Сорока изучил основы перспективы и светотени, стал хорошим колористом и начал писать пейзажи. Венецианов пытался получить для него вольную и отправить в Академию художеств, но Милюков был категорически против. В 1847 году, после смерти учителя, художник вернулся в Островки и писал иконы для церквей в местной деревне Покровское. Там же Сорока продолжил дело Венецианова и создал художественную школу для крепостных детей. Однако смириться со своим положением живописцу было трудно. В 1861 году вместе со всеми крестьянами он получил долгожданную свободу, но был не согласен с условиями выкупа и написал жалобу Александру II
. За это Милюков приказал выпороть Сороку — живописец не смог стерпеть несправедливость и повесился.
Другим крепостным ученикам Венецианова, Александру Алексееву и Федору Славянскому, все-таки удалось обрести свободу и поступить в Академию. Там Алексеев получил аттестат свободного художника и потом учил рисованию в провинциальных гимназиях Псковской, Архангельской и Олонецкой губерний, а Славянский стал академиком и преподавал в Лесном и Межевом институтах, а затем в Василеостровской и Петровской женских гимназиях в Петербурге.

Тарас Шевченко

Тарас Шевченко. Пожар в степи (фрагмент). 1848. Государственный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Тарас Шевченко. Автопортрет (фрагмент). 1840. Государственный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Тарас Шевченко. Сон бабушки и внучки. Копия с рисунка К.П. Брюллова. (фрагмент). 1840. Государственный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Один из первых российских реалистов Тарас Шевченко
родился в 1814 году в семье крепостных в Малороссии и еще мальчишкой полюбил рисовать. Помещик Павел Энгельгардт решил дать ему художественное образование. Сначала в Вильно у известнейшего литовского живописца Яна Рустема, а затем — в артели художника Василия Ширяева в Санкт-Петербурге. Но окончательно судьбу юноши изменила встреча с Карлом Брюлловым
: знаменитый художник решил помочь Тарасу Шевченко получить вольную. Однако Энгельгардт потребовал большую сумму — две с половиной тысячи рублей ассигнациями. Брюллов написал портрет поэта Василия Жуковского
и разыграл его на аукционе, но этих денег было недостаточно. Из личных средств за Шевченко заплатили Жуковский, Брюллов, Венецианов, граф Михаил Виельгорский, а также императрица Александра Федоровна.
Освобожденный художник поселился на Васильевском острове: писал портреты известных людей и посещал классы Брюллова в Академии художеств. Там его прозвали «русским Рембрандтом»: неправильные пересекающиеся штрихи в картинах Шевченко напоминали технику великого голландца. В 1840-е живописец путешествовал по родине и писал любимые украинские пейзажи: леса, травяные луга и тихие реки, — причем не только маслом, акварелью, карандашом, но и в редкой тогда технике офорт. Его считают первым русским офортистом.
Шевченко был не только художником, но и поэтом. В 1846 году он стал членом Кирилло-Мефодиевского братства. Тайная политическая организация хотела отменить крепостное право в Российской империи и создать славянскую демократическую республику. В 1847 году всех членов общества арестовали. Во время обыска у Шевченко нашли антикрепостническую поэму «Сон» и оправили на 11 лет в ссылку строгого солдатского режима под Оренбург. Но ему повезло и тут: исследователь Алексей Бутаков взял художника в экспедицию по изучению Аральского моря, где Шевченко сделал более 350 акварельных зарисовок.

Автор: Дарья Мартыненко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна