Фарфоровые «образы империи»

Первая серия фарфоровых статуэток, изображающая российские этносы, появилась в России в конце XVIII века. В 1907 году по поручению Николая II началась работа по изготовлению серии «Народности России» — ее научной основой стала первая и единственная в Российской империи перепись населения. Вспоминаем историю фарфоровой коллекции.

«Народы России» из Пруссии

Первые фарфоровые статуэтки «Народности России» приехали в страну из-за границы. В конце XVIII века король Пруссии Фридрих II подарил Екатерине Великой
сервиз. Фарфоровый сувенир изображал императрицу на троне, а ее окружали подданные разных национальностей и пленные турки. Екатерина Великая повелела выпустить собственную серию фарфоровых статуэток «Народы России» — на основе этнографического исследования.
Царский заказ выполнил скульптор французского происхождения Яков Рашет. Он изучил иллюстрированную книгу немецкого путешественника и этнографа Иоанна Георги, который составил описание народов России — их «вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». Рисунки для книги автор сделал по этюдам путешественников и архивам Кунсткамеры
.

Серия фигурок, которые создал Рашет по приказу императрицы, включала не только людей разных народностей, но и представителей городского сословия.

Юбилейная серия по итогам переписи населения

Скульптура «Вологодская женщина». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скульптура «Великоросс Рязанской губернии». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скульптура «Архангельская женщина». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1907 году Николай II
поручил выпустить новую серию фарфоровых статуэток «Народности России». Она была юбилейной — ее посвятили 300-летию дома Романовых. Сотрудники Императорского фарфорового завода использовали данные первой и единственной переписи населения — она прошла в Российской империи в 1897 году. Все данные были опубликованы в 89 томах. На территории России в тот момент жили русские, малоросы, белорусы, немцы, румыны. Из этого многообразия предстояло составить «коллективный портрет» — проект должен был стать масштабным и исторически достоверным.
За работу взялись директор Императорского фарфорового завода
барон Николай Вольф и директор Музея антропологии и этнографии, автор 150 научных трудов, академик Василий Радлов. Сначала планировалось, что фарфоровая коллекция будет состоять из 400 мужских и женских фигурок. Однако представители некоторых народностей были внешне схожи между собой или носили похожую одежду. В окончательном списке осталось лишь 74 статуэтки. Большую часть коллекции составляли народы Севера: русские путешественники привозили из северных губерний много материалов для музеев — фотографии и предметы культа, одежду и традиционные сувениры.
Перед специалистами стояла непростая задача — изучить подлинные костюмы, украшения и предметы быта на экспонатах Кунсткамеры и этнографического отдела Русского музея
. При создании каждого образа учитывались исследования по сравнению черт лица, роста, телосложения, даже цвета кожи и структуры волос. Сотрудники музеев консультировали художников, которые создавали эскизы.

«Все образы империи и стили»

Скульптура «Мордовская женщина». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скульптура «Киргиз». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скульптура «Алеутская женщина». Серия «Народности России». 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Проектом по изготовлению фигурок руководил скульптор Павел Каменский — на протяжении долгих лет он заведовал бутафорской мастерской Императорских театров. Статуэтки одели в праздничную национальную одежду. Мастера тщательно прорабатывали каждую деталь: складки платьев, фактуру ткани и меха. Приходилось учитывать все особенности костюма. Например, у самоедов правая пола распашной шубы «пена паны» всегда находила на левую, а представители другого северного народа традиционно украшали себя «ложными косами». Национальные детали скульпторы подчеркивали в каждом образе — не только в одежде, но и в традиционных занятиях. В коллекции были корякская женщина, которая выделывала кожу, тунгусский шаман во время ритуального обряда, великоросс, работавший в поле.
«Все образы империи и стили оставили свой хрупкий след на фарфоре, и если бы от России остались одни только фарфоровые черепки, то и по ним можно было бы представить ее величие и благородство, красоту и мужество разных народов ее населяющих».
Иван Лукаш, художественный критик
Фарфоровые скульптуры изготавливали методом литья. Потом их украшали росписью и раскрашивали — большинство фигурок расписывала художница Мария Герцак. Ей приходилось учитывать, что после глазуровки и двойного обжига многие оттенки красок изменялись.
Над всей фарфоровой серией «Народности России» мастера трудились 10 лет. Всего изготовили 146 форм для отлива статуэток, 74 оригинальные фигурки и их копии — их позже подарили этнографическим музеям. Закончилась работа в 1917 году, но единичные копии выпускали даже после революции в качестве дипломатических подарков. Большая часть исторической коллекции сегодня хранится в Музее фарфора Государственного Эрмитажа
и Государственном этнографическом музее.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна