16+

Сто оттенков синего

Драма
2010
97 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Почему спектакль «100 оттенков синего» (2010) так называется? Здесь визуальный ряд, образы, слова так или иначе связаны с этим цветом. Действие происходит зимой, в Рождество, когда одинокий почтальон Лариса сделала себе подарок — купила ноутбук — и познакомилась в сети с одиноким блоггером Степаном — Сергеем Бызгу. Степаном, создавшим сайт «любви.нет». В спектакле, рабочее название которого было «Воздухоплавание», значим мотив полета. Героев тянет в небеса, и Степан признается даже, что когда-то, накопив денег, он купил диплом аэронавта. Наконец, герой Бызгу рассказывает о племени, в языке которого нет слова «синий», и люди племени не видят, не воспринимают синий цвет. Степан рассказывает это, чтобы доказать: любовь — не то, что под этим понимают. Анатомия, физиология, что угодно — но никакой «мистики». Слова «любовь» и «синий» в спектакле сопрягаются.

Замысел состоял, очевидно, в том, чтобы рассказать поэтичную историю о двух одиноких душах, блуждающих в потемках и тянущихся друг к другу. Блуждание — и в виртуальном пространстве, все больше вытесняющем живое общение. Вопреки обозначенному жанру, это, конечно, никакая не «эксцентрическая драма». Здесь нет эксцентрической остроты и колкости, броских алогичных ходов, природы трюка. А есть нежный лирический рассказ о Мужчине и Женщине, об одиночестве и попытках его преодолеть — рассказ, воплощенный ассоциативно, где не нужно искать жизнеподобия. Спектакль словно соткан из ассоциаций, оттенков, фантазий. Сцены, решенные разными средствами, наслаиваются одна на другую, одна из другой вытекают.

Заложенная в сюжете полярность — ведь герои этой истории — Он и Она — отразилась в пространственном решении. Художник Эмиль Капелюш соорудил на сцене двухэтажную конструкцию. На нижнем этаже обитает Степан, на верхнем — Лариса. Две пространственные зоны оформлены по-разному. У Степана белый «хай-тековский» интерьер стерилен, прагматичен и безжизнен. Ведя диалоги с Ларисой, герой занят своим универсальным — для всех случаев жизни — прямоугольным ящиком. Это у Степана для жизни «имеется полупрозрачный гробик-стол-кровать» (М. Смирнова-Несвицкая). «Среда обитания» Ларисы, напротив, рукотворна, хотя и лишена домашнего уюта: елка, сооруженная из деревянных досочек, и — бумажные цветы. Почтальонша «увлечена чужими любовными письмами: она сворачивает их в бутоны, укрепляет на стеблях — и ее дом уже превратился в какие-то камышовые заросли нежных признаний» (Е. Герусова). Лариса начала осваивать компьютер только что; она предпочитает «старомодное» чтение книг, вот и показывает зрителям альбом с репродукциями Модильяни. История о живописце и его модели Жанне Эбютерн, которая после смерти Модильяни обезумела от горя и выбросилась из окна, — это сквозной мотив спектакля. И если Степан объясняет свой взгляд на любовь, оперируя фактами об африканском племени, то для Ларисы доказательством того, что любовь есть, служит биография Жанны.

Сценография вызывает в памяти какой-нибудь старомодный фильм или пьесу, где два одиночества обрели друг друга, и выяснилось, что они жили в одном доме: он на одном этаже, она — на другом. Актеры вынуждены вести диалог, не видя друг друга (хотя зритель и видит их одновременно), но при этом друг друга чувствуя. Ближе к финалу герои, наконец, преодолевают эту разобщенность: когда в плоскости, разъединяющей персонажей (для Степана это потолок, для Ларисы пол), обнаруживается проем.

Есть свое обаяние в том, что психофизика артистов, да и сам способ их существования заведомо противоречат оформлению. В визуальном плане режиссер и художник ориентируются на прагматичную, холодноватую европейскую стильность, на минимализм и ясность формы. На стены проецируются то портрет Ларисы, созданный с помощью компьютерных технологий, то другие портреты, в которых «человечность» как бы выпарена (в том числе Мэрилин Монро работы Уорхолла). А актеры существуют в психологическом, душевном, по сути, очень человеческом измерении. Лариса кажется «нереализованной вечной Джульеттой на балконе» (М. Смирнова-Несвицкая), и для спектакля важно ощущение утрачиваемого времени. Земная жизнь пройдена до середины.

Мнения критиков, писавших о спектакле, на редкость совпали. Во-первых, в визуальном и постановочном плане спектакль убедителен и красив. Во-вторых, выразительно воплощена сквозная линия, которую разыгрывают в кукольном плане. Человечек рождается, вырастает, тоскует, танцует, шьет, ждет и, наконец — обретает семью. В-третьих, очень уязвима литературная основа. «Уже во втором действии актерам не остается ничего, кроме как играть лирическое настроение. И сочинять этюды „поверх“ текста» (Е. Герусова).

Впрочем, текст петербургского поэта Насти Денисовой заведомо не претендует на сюжетное напряжение. Писавшийся для этих актеров и для этого режиссера, он скорее опора для режиссерского построения. Не пьеса, а скорее сценарий, сотканный из монологов, диалогов, слов и фраз. И режиссеру удается на этом материале (пусть и простодушном, пусть и далеком от оригинальности) создать очень выразительные сцены. Одна из лучших сцен — когда Лариса выходит в тумане с большим длинным сачком, к которому прикреплены фонарики-звезды. Она просто стоит, смотря в небо, и улыбается падающим сверху письмам. Женский голос произносит простые слова, сцепления слов: о тишине, о ветре, о море, о страхах, о близости, о мечтах, о будущем, о садоводстве… Вот, наверное, о чем читала Лариса в чужих письмах. И нехитрый текст, который читается ритмично, в туманной синеве, в этой лирически-печальной мизансцене, обретает по-настоящему живое дыхание.

Режиссер: Яна Тумина
В ролях: Марина Солопченко, Сергей Бызгу, Ольга Гапоненко, Алексей Шишигин, Константин Королько, Андрей Русин, Александр Краснов, Анатолий Гущин, Денис Казачук и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна