12+

К 100-летию мученической кончины семьи Романовых

2018
68 мин
Россия
Начать просмотр


Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра

Академический Большой хор создан в 1928 году; его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. Впоследствии коллективом руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова. За неполный век хором исполнено более 5000 сочинений отечественных и зарубежных композиторов — опер, ораторий, кантат, произведений, а капелла, народных песен, духовной музыки. Многие записи хора вошли в золотой фонд отечественной музыки, получили признание за рубежом (Гран-при конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии). В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова и других композиторов.

С Большим хором работали дирижеры Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Гельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнев, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анжела Георгиу и многие другие. Хор выступал в лучших залах России, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии.

Хор принимал участие в «Международном осеннем хоровом фестивале имени профессора Б.Г. Тевлина» (2012–2014), фестивалях «К 80-летию Родиона Щедрина» (2012), «Дню Победы посвящается» (2013), «Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский» (2014–2015). На сцене Большого зала Консерватории под управлением Льва Конторовича исполнялись Реквием Верди, Месса си минор Баха (с Национальным филармоническим оркестром России), «Маленькая торжественная месса» Россини (2014), русская литургия «Запечатленный ангел» Щедрина (2015), был проведен юбилейный фестиваль «85 лет Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и другие проекты.

Лев Конторович

Народный артист России, профессор с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (1969), где занимался хоровым дирижированием у К.Б. Птицы, симфоническим дирижированием у Л.М. Гинзбурга и инструментовкой у А.Г. Шнитке. Уже с первых шагов своей творческой деятельности в качестве дирижера и педагога он заявил о себе как о ярком, талантливом музыканте, обладающим широким музыкальным кругозором.

В течение 30 лет продолжалась активная деятельность Льва Конторовича в Московском хоровом училище имени А.В. Свешникова, а затем в созданной на базе училища Академии хорового искусства имени В.С. Попова. С 1996 года он — профессор, с 2012 года — заведующий кафедрой Современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории. Ученики Льва Конторовича успешно работают в хоровых коллективах, музыкальных театрах и учебных заведениях России и за рубежом.

Львом Конторовичем подготовлено множество концертных программ, включивших в себя хоровые произведения крупных и малых форм разных эпох и стилей. Он участвовал в международных фестивалях музыки И.С. Баха в Германии, Международных фестивалях хоров мальчиков в Грасе (Франция) и Познани (Польша), Европейском фестивале Православной музыки, посвященном 1000-летию Крещения Руси (Москва, Германия, Франция, Люксембург), Европейском симпозиуме хоровой музыки в Любляне (Словения).

В 1997 году Лев Конторович создал камерный хор «Духовное возрождение» Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке. В 2005 году он был приглашен на должность художественного руководителя Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Под его руководством обновленный состав хора успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Отличительной чертой Академического Большого хора является виртуозное исполнение большого количества произведений мировой классики в оригинальных переложениях Льва Конторовича для хора, а капелла.

В 2013 году Лев Конторович был художественным руководителем Всероссийского мастер-класса «Национальный молодежный хор» для учащихся высших и средних учебных заведений России, а также организатором творческой встречи — мастер-класса с основателем Международной Баховской академии Хельмутом Риллингом в Штутгарте. В 2014 году был заместителем председателя жюри Первого Международного конкурса хоровых дирижеров имени Бориса Тевлина. В 2015 году — председателем жюри Всероссийского хорового фестиваля, организованного Всероссийским хоровым обществом, и Всероссийского музыкального конкурса по специальности «хоровое дирижирование». Проводит мастер-классы в городах России, Болгарии, Доминиканской Республике, Коста-Рике.

Лев Конторович — главный хормейстер Сводного хора празднования Дня славянской письменности и культуры на Красной площади (с 2014 года) и концерта, посвященного 70-летию Победы у Театра Российской армии (9 мая 2015 года). 21 марта 2015 года в храме «Всех скорбящих радости» на Большой Ордынке состоялась торжественная служба, посвященная юбилею Сергея Рахманинова, которую проводил митрополит Иларион. На ней под управлением Льва Конторовича было исполнено «Всенощное бдение» Рахманинова.

С Львом Конторовичем в разные годы сотрудничали выдающиеся дирижеры: Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Валерий Полянский, Владимир Юровский, Хельмут Риллинг, Альберто Дзедда, Сейджи Озава, Кент Нагано, Константин Орбелян, Эннио Морриконе, Кристоф Эшенбах и многие другие. В сопровождении хоров, руководимых Львом Конторовичем, исполняли свои концертные программы знаменитые певцы: Иван Козловский, Николай Гедда, Владислав Пьявко, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Хибла Герзмава, Динара Алиева, Василий Ладюк, Любовь Казарновская, Демис Руссос, Роберто Аланья, Хосе Кура.

В 2014 году «За примерное служение Отечеству и высокополезные труды во благо Государства Российского» профессору Льву Конторовичу была объявлена благодарность главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры — Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 годах за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр — одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015-м — скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра — работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

Деятельность дирижера и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них — Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».

Среди постоянных партнеров оркестра — выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижеры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» — коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

Игорь Манашеров

Игорь Манашеров родился в Ленинграде. Окончил с отличием Хоровое училище имени М.И. Глинки и Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» (класс профессора Т. Хитровой) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Р. Мартынова). Как оперный дирижер дебютировал в 2004 году в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории («Евгений Онегин» П. Чайковского). В годы учебы являлся художественным руководителем и дирижером Санкт-Петербургского симфонического оркестра Дома ученых имени М. Горького. Игорь Манашеров совершенствовал свое мастерство, принимая участие в международных дирижерских мастер-курсах Юрия Симонова в Венгрии (2005–2008). На I Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности оперно-симфоническое дирижирование был отмечен почетной грамотой жюри.

Игорь Манашеров является победителем I Международного конкурса дирижеров Audite (Польша, 2017).

В сезоне-2006/07 он занимал пост главного приглашенного дирижера Академического симфонического оркестра Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке. С этим коллективом И. Манашеров гастролировал в Испании и Италии. Также выступал в Норвегии с Камерным оркестром Мурманской филармонии, сотрудничал с оркестром Liszt-Wagner в Будапеште, с симфоническим оркестром Польской Балтийской филармонии и Камерным оркестром Радома в Польше.

С 2013 года дирижер постоянно участвует в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки, сотрудничая с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, Академическим симфоническим оркестром Северо-Кавказской государственной филармонии имени В.И. Сафонова и восходящими звездами российского академического исполнительства.

С 2008 года Игорь Манашеров — ассистент дирижера, с 2012 года — дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер — Юрий Симонов). С этим коллективом он регулярно выступает в концертах абонементов филармонии, в числе которых популярный цикл «Сказки с оркестром», новогодний фестиваль «елка», летний абонемент «Музыкальные путешествия». Среди солистов, с которыми сотрудничал И. Манашеров, — Никита Борисоглебский, Алексей Володин, Лукас Генюшас, Гайк Казазян, Михаил Лидский, Алексей Лундин, Граф Муржа, Алексей Набиулин, Михаил Почекин, Александр Рамм, Сергей Редькин, Злата Чочиева.

В сезоне-2017/18 он дебютировал за пультом Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, на следующий сезон запланировано выступление с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна