Научная конференция «Михаил Иванович Глинка в культурном ландшафте эпохи»
Михаил Иванович Глинка, чье 220-летие отмечается в 2024 году, несмотря на свой статус «классика» и «отца-основателя» русской национальной школы музыки, по-прежнему остается одной из самых интригующих фигур, вызывая массу вопросов и давая пищу постоянно возобновляющимся дискуссиям.
Одна из главных проблем восприятия и оценки глинкинского наследия — проблема соотношения русского и европейского. Значимую часть своей жизни композитор провел за пределами России, являясь поклонником разных видов и национальных музыкальных течений — от современной итальянской оперы до испанских танцев.
В Италии, слушая оперы Беллини и Доницетти в их собственной интерпретации с певцами, для которых сочинялись ведущие партии, Глинка открывает подлинное, «из первых рук» искусство бельканто. В Германии он находит необходимым усовершенствовать свое владение контрапунктом у выдающегося теоретика своего времени Зигфрида Дена. Во Франции русский композитор слушает оркестровую музыку Берлиоза, восхищаясь тонкостями и одновременно мощью оркестрового письма своего коллеги.
Все это сплавляется в творчестве Глинки в единый узнаваемый стиль, признанный в качестве русской музыкальной классики (подобно тому, как ансамбль Петербурга, сплавивший воедино творения архитекторов разных стран, ко времени Глинки уже превратился в образцовый стиль российской столицы), сразу же покоривший современников и оказавший мощнейшее влияние на композиторов последующего поколения. Очарование раннего романтизма открывается во многих аспектах творчества Глинки, один из них — сочетание разных жанровых «модусов»: от волшебного балета и патетической оратории до салонного романса, от простых вариаций до ученой инструментальной увертюры.
В советское время Глинка был исчерпывающе опубликован и исследован с точки зрения «социалистического реализма» и «народности». В результате «Жизнь за царя» в Полном собрании сочинений так и пребывает в виде «Ивана Сусанина» с перетекстовкой С. Городецкого). Советский монументализм содействовал окаменению отношения к наследию композитора, его превращению в помпезный памятник, до сих пор отбрасывающий тень на музыкальное восприятие и профессиональную интерпретацию его сочинений.
Очистить Глинку от «бронзового» налета, показать его как живого человека в контексте эпохи и людей, его окружавших, — одно из важных намерений предстоящей конференции.
12:00 — 12:30 Анна Леонидовна Порфирьева. «Руслан» в романтическом театре
12:30 — 13:00 Наталия Алексеевна Огаркова. «Иван Сусанин» — «Жизнь за царя»: о названии, посвящении, церемониальной практике
13:00 — 13:30 Наталья Семеновна Серегина. Глинка, Пушкин, Грибоедов — «Не пой, волшебница, при мне…»
13:30 — 14:00 Светлана Константиновна Лащенко. Глинка знакомый и незнакомый
14:00 — 15:00 Перерыв
15:00 — 15:30 Наталья Юрьевна Катонова. Блестящий дивертисмент на тему «Сомнамбулы» Беллини в контексте культуры grand duo
15:30 — 16:00 Мария Николаевна Щербакова. Автографы Глинки в библиотеке Мариинского театра
16:00 — 16:30 Галина Владимировна Петрова. Глинка о Бетховене: общее, особое, исключительное
16:30 — 17:00 Георгий Викторович Ковалевский. Глинка и бетховенский путь к симфонии: размышления над Полным собранием сочинений
17:00 — 17:30 Сергей Владимирович Фролов. Еще раз о роли одного мотива в опере Глинки «Жизнь за царя».
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.