Встречи

Научная конференция «Михаил Иванович Глинка в культурном ландшафте эпохи»

Событие завершилось
12+

Михаил Иванович Глинка, чье 220-летие отмечается в 2024 году, несмотря на свой статус «классика» и «отца-основателя» русской национальной школы музыки, по-прежнему остается одной из самых интригующих фигур, вызывая массу вопросов и давая пищу постоянно возобновляющимся дискуссиям.

Одна из главных проблем восприятия и оценки глинкинского наследия — проблема соотношения русского и европейского. Значимую часть своей жизни композитор провел за пределами России, являясь поклонником разных видов и национальных музыкальных течений — от современной итальянской оперы до испанских танцев.

В Италии, слушая оперы Беллини и Доницетти в их собственной интерпретации с певцами, для которых сочинялись ведущие партии, Глинка открывает подлинное, «из первых рук» искусство бельканто. В Германии он находит необходимым усовершенствовать свое владение контрапунктом у выдающегося теоретика своего времени Зигфрида Дена. Во Франции русский композитор слушает оркестровую музыку Берлиоза, восхищаясь тонкостями и одновременно мощью оркестрового письма своего коллеги.

Все это сплавляется в творчестве Глинки в единый узнаваемый стиль, признанный в качестве русской музыкальной классики (подобно тому, как ансамбль Петербурга, сплавивший воедино творения архитекторов разных стран, ко времени Глинки уже превратился в образцовый стиль российской столицы), сразу же покоривший современников и оказавший мощнейшее влияние на композиторов последующего поколения. Очарование раннего романтизма открывается во многих аспектах творчества Глинки, один из них — сочетание разных жанровых «модусов»: от волшебного балета и патетической оратории до салонного романса, от простых вариаций до ученой инструментальной увертюры.

В советское время Глинка был исчерпывающе опубликован и исследован с точки зрения «социалистического реализма» и «народности». В результате «Жизнь за царя» в Полном собрании сочинений так и пребывает в виде «Ивана Сусанина» с перетекстовкой С. Городецкого). Советский монументализм содействовал окаменению отношения к наследию композитора, его превращению в помпезный памятник, до сих пор отбрасывающий тень на музыкальное восприятие и профессиональную интерпретацию его сочинений.

Очистить Глинку от «бронзового» налета, показать его как живого человека в контексте эпохи и людей, его окружавших, — одно из важных намерений предстоящей конференции.

Расписание конференции:

12:00 — 12:30 Анна Леонидовна Порфирьева. «Руслан» в романтическом театре

12:30 — 13:00 Наталия Алексеевна Огаркова. «Иван Сусанин» — «Жизнь за царя»: о названии, посвящении, церемониальной практике

13:00 — 13:30 Наталья Семеновна Серегина. Глинка, Пушкин, Грибоедов — «Не пой, волшебница, при мне…»

13:30 — 14:00 Светлана Константиновна Лащенко. Глинка знакомый и незнакомый

14:00 — 15:00 Перерыв

15:00 — 15:30 Наталья Юрьевна Катонова. Блестящий дивертисмент на тему «Сомнамбулы» Беллини в контексте культуры grand duo

15:30 — 16:00 Мария Николаевна Щербакова. Автографы Глинки в библиотеке Мариинского театра

16:00 — 16:30 Галина Владимировна Петрова. Глинка о Бетховене: общее, особое, исключительное

16:30 — 17:00 Георгий Викторович Ковалевский. Глинка и бетховенский путь к симфонии: размышления над Полным собранием сочинений

17:00 — 17:30 Сергей Владимирович Фролов. Еще раз о роли одного мотива в опере Глинки «Жизнь за царя».

Сведения предоставлены организацией ФГБНИУ «Российский институт истории искусств» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна