Пять новых спектаклей онлайн на портале «Культура.РФ»

«Чайка» Бориса Акунина, «Мадонна с цветком», «Пиковая дама», «Село Степанчиково и его обитатели», «Джентльменъ».

«Борис Акунин. «Чайка» (2016). Московский театр «Школа современной пьесы»

В театре «Школа современной пьесы»
чайка стала домашним животным: здесь идут три спектакля с ее участием! Комическая опера «А чой-то ты во фраке?» (поставленная по мотивам чеховских комедий) заканчивается выстрелом по чучелу белой птицы. В репертуаре театра есть оперетта «Чайка»
по одноименной пьесе
Антона Павловича
. И вот — оригинальная вариация, сиквел чеховской «Чайки», сочиненный писателем Борисом Акуниным и воплощенный на сцене режиссером Иосифом Райхельгаузом
. Примечательно, что и в оперетте «Чайка», и в спектакле «Борис Акунин. Чайка» актеры играют одни и те же роли. Интересный ход, открывающий неожиданные перспективы и перед исполнителями, и перед теми зрителями, что увидят оба представления. Акунинская «Чайка» начинается в той точке, где чеховская заканчивается.

«Мадонна с цветком» (2016). Московский театр-студия под руководством Олега Табакова

Спектакль вышел весной 2015 года, когда праздновался юбилей Победы в Великой Отечественной войне
. Ученик Олега Табакова
режиссер Александр Марин нашел автобиографический роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» — не слишком известное, но оттого не менее проникновенное произведение. Это история мытарств молодой матери с младенцем на руках в эвакуации. Молоденькая Нина отбывает в Ташкент еще беременной, но до спасительного хлебного города добраться ей не суждено: роды начинаются в середине пути. С ребенком на руках в разгар холодной зимы она отправляется в Саратов, к родственникам мужа. Но те не слишком рады такой «нагрузке» и постепенно выживают невестку со своей жилплощади. Нина с сыном чудом находят приют в доме посторонней одинокой женщины — тети Жени. Вообще, выжить в жестокое время им удается чудом, и это чудо не что иное, как доброта случайно оказавшихся рядом людей.

«Пиковая дама» (2016). Государственный академический Малый театр

Повесть
Александра Пушкина
претерпела множество интерпретаций на театральной сцене и в кино (задолго до фильма Игоря Масленникова с Еленой Гоголевой в роли старой графини пионеры русского кино Петр Чардынин и Яков Протазанов
предложили свои версии таинственной истории). Спектакль Андрея Житинкина в Малом театре
 — попытка нового прочтения классического произведения. Оно не теряет актуальности. Пушкинский герой, честолюбивый Германн, — образ на все времена. В спектакле Малого театра одержимого офицера-картежника играет молодой актер Александр Дривень. «Его Германн проходит путь от замкнутого в себе молодого человека до внутренне сломленного одиночки, чья душа опустошена», — пишет критик Жанна Филатова («Театральная афиша»). Но все-таки центр этой «Пиковой дамы» — графиня в исполнении Веры Васильевой
.

«Село Степанчиково и его обитатели» (2016). Государственный академический Малый театр

Повесть «Село Степанчиково и его обитатели» Федора Достоевского
в театре любят. Инсценировка обычно служит основой для бенефиса актера в роли Фомы Опискина. Во МХАТе
его играли (в разные годы) Иван Москвин и Алексей Грибов, в Театре имени Ермоловой
 — Лев Борисов
, в БДТ
 — Евгений Лебедев, в Театре имени Моссовета
 — Сергей Юрский
. В нынешней постановке Малого театра
Фома Опискин — Василий Бочкарев. Опытный актер признается, что эта роль — одна из самых сложных в его жизни. Когда они с режиссером Антоном Яковлевым искали ключ к образу Фомы, поняли, что герой Достоевского органично вписывается в сегодняшнюю реальность. «Это потрясающий персонаж, метафора власти», — говорил в день премьеры Яковлев. — «Власти не только как социального института, а власти человека над человеком». «Важна сама тема пустословия в наше время, когда люди могут заговорить любого человека паутиной слов», — продолжает мысль режиссера Бочкарев. — «И человек попадает под гипноз. Мы, к сожалению, пришли в то время, когда не хотим диалога с самим собой».

«Джентльменъ» (2016). Театр «Современник»

Когда режиссер Евгений Каменькович
предложил эту прочно забытую пьесу к постановке, в театре ахнули: ну до чего же все в ней созвучно нашей жизни! Комедия «Джентльменъ» написана Сумбатовым-Южиным в 1897 году. Премьеру сыграли в Малом театре
, спектакль сразу вызвал негодование публики и был на какое-то время снят аж по распоряжению московского генерал-губернатора. К наместнику столицы обратились влиятельные прототипы персонажей пьесы — купцы-толстосумы и продажные журналисты. Сумбатов-Южин действительно воссоздал мир стремительно богатеющих дельцов в неприглядном свете. Если говорить о качестве драматургии, «Джентльменъ» Сумбатова-Южина сильно уступает пьесам Островского
, но тем не менее после недолгой опалы пьеса вернулась на московскую сцену и даже была отмечена Грибоедовской премией.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна