Право художника на вымысел

Яркие художественные образы, неожиданные трактовки исторических событий, блестящая игра актеров — и вот результат: зрители уже верят, что в прошлом все было именно так, как рассказал режиссер, и не иначе.

«Александр Невский». Ледовое побоище

Искать рыцарские доспехи на дне Чудского озера абсолютно бесполезно, ведь во время боя с дружиной Александра Невского
никто из рыцарей под лед не проваливался. Эйзенштейн
или выдумал этот эпизод для большей зрелищности батальной сцены, или заимствовал из рассказов о других сражениях. Вымышлена и сцена поединка Александра с магистром ордена, ведь в битве на Чудском озере сам магистр не участвовал.
Еще на этапе написания сценария «Александра Невского» будущий фильм критиковали за исторические неточности, но режиссер решил, что он имеет право на художественный вымысел ради своей идеи. «Огромное количество деталей, которые мы видим в фильме, не имеют подтверждений в источниках. Эйзенштейн снимал художественный фильм, причем не столько об Александре Невском, сколько о своем времени и о той угрозе, которая существовала в конце 30-х годов XX века», — рассказывает историк Игорь Данилевский.

«Октябрь». Штурм Зимнего дворца

Черно-белые кадры штурма Зимнего дворца из фильма «Октябрь» уже давно воспринимаются как документальные. А между тем во время штурма матросы на дворцовые ворота не взбирались, по защитникам Зимнего не палили, и если бы действительно бежали по той лестнице, которую снял в своем фильме Сергей Эйзенштейн, то попали бы разве что в лазарет. Ведь в фильме показана Иорданская лестница — одна из архитектурных жемчужин Эрмитажа
, находящаяся в северо-восточной части дворца, а не более строгая по стилю Октябрьская, на которой действительно происходил штурм.
Да и масштабного штурма Зимнего исторически не было. Резиденцию Временного правительства захватили несколько групп большевиков почти без применения оружия. Но в «Октябре» Сергей Эйзенштейн создал гениальный образ, ставший символом революции.

«Чапаев». Гибель

Легендарный красный командир умер от потери крови после двух ранений, но благодаря книге Дмитрия Фурманова, а главное — фильму Георгия и Сергея Васильевых все мы знаем, что раненый Чапаев утонул в волнах Урала. И мало кто из первых зрителей фильма не надеялся, что в конце герой все-таки доберется до другого берега.
Кстати, «выплыл» Чапаев почти через десять лет после выхода картины Васильевых. Во время Великой Отечественной войны
был снят агитационный ролик, где комдив все-таки оказывается на противоположном берегу и призывает ожидавших его красноармейцев «бить врага», на этот раз — гитлеровцев.

Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна