Войти Версия для слабовидящих
Популярное
  • 1975
  • Комедия, Мелодрама
  • Георгий Данелия
  • 87 мин
  • 1968
  • Драма, Детская и подростковая тематика
  • Станислав Ростоцкий
  • 100 мин

Ирина Печерникова

  • 1938
  • Комедия, Комедии
  • Григорий Александров
  • 100 мин

Петр Тодоровский

«Легкое дыхание». Андрей Плахов, «Сеанс», 25.05.2013:

«Петр Тодоровский сохранил репутацию хорошего человека и хорошего режиссера, что большая редкость в творческой среде. И еще — сохранил легкое дыхание. Может, потому, что никуда особенно не спешил, не рвался вперед прогресса. С молодости находился в окружении приличных людей. Как оператор снимал фильмы Хуциева и Миронера, сценарий своего второго фильма «Верность» написал вместе с Окуджавой, а полузапрещенного «Фокусника» поставил по Александру Володину. Заметное место Тодоровского в шестидесятнической мифологии обозначилось и памятным эпизодом, сыгранным им у того же Хуциева в картине «Был месяц май», где впервые столь явно отразилась его фронтовая биография.

И тем не менее Тодоровский не числился в первом ряду режиссеров-шестидесятников. Он слыл тихим лириком, мастером «городских романсов», богатых на пьянящую задушевность, но не на изыски стиля и тем паче не на высоколобую интеллектуальность.

Принято считать, что Тодоровскому присуще лирическое мироощущение. Это так, да не совсем. Его режиссерский дебют «Никогда» – весьма мрачный фильм об одиночестве, в нем предчувствие скорого конца оттепели. И в «Верности», и в «Фокуснике» безусловна апология светлого и доброго отношения к жизни, однако столь же безусловно и мучительное, но упрямое сопротивление их автора искажению нравственной реальности.

Время Тодоровского пришло уже в 80-е годы, расколотые пополам перестройкой. Он был один из немногих, кому удалось избежать возведенной в канон пошлости так называемого «народного кино» – притом что он действительно создавал кассовые шлягеры. Их образцом может служить бенефисная для Людмилы Гурченко «Любимая женщина механика Гаврилова», а в более амбициозном варианте – «Военно-полевой роман». Награжденный в Берлине (приз за лучшую роль Инне Чуриковой) и номинированный на «Оскар» этот фильм подтвердил, что и советское кино не чуждо мировой тяги к ретромелодраме с отблесками фассбиндеровских открытий.



Для самого Тодоровского эта картина знаменовала начало мифологизации собственных воспоминаний. Но прежде чем продолжить их, он снял едва ли не самую громкую свою ленту – «Интердевочку». При видимой скандальности и пикантности темы она полна неисправимого романтизма и той наивности, которая делает фильмы Тодоровского одновременно беззащитными и не требующими защиты.

Все то, что в перечислении кажется банальным набором (непринужденная интонация, незамутненные чувства, непошлый юмор), складывалось у Тодоровского в совсем не банальную, прелестную сумму свойств его фильмов, обеспеченных прежде всего его личными человеческими свойствами. Он сумел сохранить их в неприкосновенности и позже, в отличие от многих шестидесятников, из которых кто скуксился, кто скурвился, кто превратился в пародию на себя. А вот у Тодоровского получилось претворить оттепельные идеалы, скрывшиеся за ностальгической дымкой, в очень конкретные переживания и неповторимый человеческий опыт.

Это была своего рода частная тодоровская мифология эпохи сороковых-пятидесятых. Вослед «Военно-полевому роману» он сделал мелодраму из послевоенной жизни «Анкор, еще анкор!» и трагикомедию из времен вгиковской юности «Какая чудная игра». Этими фильмами Тодоровский, уже в постсоветскую эпоху, продлил жизнь нашему традиционному гуманистическому кино; их можно сколько угодно обвинять в старорежимности – любовь зрителей была отдана им, а не остромодным новинкам».

Петр Тодоровский и Булат Окуджава


  • 1981
  • Комедия
  • Петр Тодоровский
  • 75 мин
  • 1989
  • Мелодрама
  • Петр Тодоровский
  • 151 мин
  • 1967
  • Мелодрама
  • Петр Тодоровский
  • 79 мин
  • 1975
  • Драма
  • Петр Тодоровский
  • 99 мин
За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова - Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Посетители увидят более 200 произведений.

Подробнее

Закрытие летнего сезона «Военные оркестры в парках».

Подробнее

О мероприятиях регионов — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — самые интересные события Москвы в эти выходные.

Подробнее

Интересные события этого уик-энда — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть