ПОЧЕМУ НЕУГОДНЫХ РУССКИМ ЦАРЯМ ЖЕН И ДОЧЕРЕЙ
ССЫЛАЛИ В МОНАСТЫРЬ?

Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
ПОЧЕМУ НЕУГОДНЫХ РУССКИМ ЦАРЯМ ЖЕН И ДОЧЕРЕЙ
ССЫЛАЛИ В МОНАСТЫРЬ?

Отвечает Татьяна Григорьева,
историк, автор портала «Культура.РФ»
В Смутное время с помощью насильственного пострига устраняли политических конкурентов.
Жизнь русских княгинь и княжон была тесна связана с монастырями. Еще до крещения Руси княгиня Ольга основала в 960 году монастырь в окрестностях Пскова. Супруга Ярослава Мудрого Ирина первой в великокняжеском доме приняла постриг, и именно после этого появилась традиция уходить в монашество перед смертью как среди князей, так и княгинь. По собственной воле в начале XII века тайно удалилась в монастырь 12-летняя дочь князя Полоцкого Евфросиния и в основанной ею Спасо-Преображенской обители обучала послушниц грамоте, искусству и ремеслам.

Уйти в монастырь, а затем принять постриг означало не только формально произнести монашеские обеты и постричь волосы в знак принадлежности к церкви. Инок или инокиня символически «умирали» для мирской жизни и посвящали себя служению Господу — под новым именем за стенами обители. Предсмертный же постриг давал грешному мирянину шанс на смягчение участи в загробной жизни.

Однако такой акт нередко становился орудием для достижения вполне «земных» политических целей — как на Руси, так и в Византии.

Первым «громким» случаем «насильного» пострига стало дело Соломонии Сабуровой. В 1505 году на традиционном смотре невест ее выбрали женой Василия III. За 20 лет супружеской жизни она не смогла родить наследника, за что попала в немилость великого князя. Оформить развод тогда было непросто, даже поговаривали: «Женитьба есть, а разженитьбы нет» или «Муж с женою — что мука с водою: сболтать сболтаешь, а разболтать, не разболтаешь». Боярская дума поддерживала решение Василия III о расторжении, а церковнослужители — нет. Тогда впервые в отечественной истории митрополита Варлаама лишили сана, а Соломонию Сабурову насильно постригли в монахини под именем Софии и сослали в Покровский монастырь Суздаля.
Жизнь русских княгинь и княжон была тесна связана с монастырями. Еще до крещения Руси княгиня Ольга основала в 960 году монастырь в окрестностях Пскова. Супруга Ярослава Мудрого Ирина первой в великокняжеском доме приняла постриг, и именно после этого появилась традиция уходить в монашество перед смертью как среди князей, так и княгинь. По собственной воле в начале XII века тайно удалилась в монастырь 12-летняя дочь князя Полоцкого Евфросиния и в основанной ею Спасо-Преображенской обители обучала послушниц грамоте, искусству и ремеслам.

Уйти в монастырь, а затем принять постриг означало не только формально произнести монашеские обеты и постричь волосы в знак принадлежности к церкви. Инок или инокиня символически «умирали» для мирской жизни и посвящали себя служению Господу — под новым именем за стенами обители. Предсмертный же постриг давал грешному мирянину шанс на смягчение участи в загробной жизни.

Однако такой акт нередко становился орудием для достижения вполне «земных» политических целей — как на Руси, так и в Византии.

Первым «громким» случаем «насильного» пострига стало дело Соломонии Сабуровой. В 1505 году на традиционном смотре невест ее выбрали женой Василия III. За 20 лет супружеской жизни она не смогла родить наследника, за что попала в немилость великого князя. Оформить развод тогда было непросто, даже поговаривали: «Женитьба есть, а разженитьбы нет» или «Муж с женою — что мука с водою: сболтать сболтаешь, а разболтать, не разболтаешь». Боярская дума поддерживала решение Василия III о расторжении, а церковнослужители — нет. Тогда впервые в отечественной истории митрополита Варлаама лишили сана, а Соломонию Сабурову насильно постригли в монахини под именем Софии и сослали в Покровский монастырь Суздаля.
Огорчаясь бесплодием супруги, он заключил ее в один монастырь в суздальском княжестве, в тот самый год, в который мы приехали в Москву (т. е, в 1526 году). Она плакала и кричала, когда митрополит в монастыре резал ей волоса; а когда он подал ей кукуль , она не допускала надеть его на себя и, схватив кукуль и бросив его на землю, топтала его ногами. Иоанн Шигона, один из первостепенных советников, негодуя на этот поступок, не только сильно бранил ее, но и ударил плетью, прибавив: Смеешь ли ты противиться воле государя и медлить исполнением его приказаний? Когда Соломония спросила, по какому праву он ее бьет? он отвечал: По приказанию государя. Тогда с растерзанным сердцем, она объявила перед всеми, что надевает монашеское платье не по желанию, а по принуждению, и призывала Бога в мстители за такую несправедливость.
Сигизмунд Герберштейн. «Записки о Московии», 1549 год
Василий III после этого женился на Елене Глинской, которая через четыре года родила ему первенца — Ивана Грозного. У того на протяжении жизни было множество фавориток и четыре официальных брака, хотя по церковному канону разрешалось жениться лишь трижды. Прецедент, созданный отцом, Грозный использовал несколько раз для избавления от неугодных ему при дворе женщин: обратил в монахини своих жен Анну Колтовскую и Анну Васильчикову, сослал в суздальскую обитель двух невесток царевича Ивана — Евдокию Сабурову и Феодосию Соловую.
Уж что это у нас в Москве приуныло,
Заунывно в большой колокол звонили?
Уж как царь на царицу прогневился,
Он ссылает царицу с очей далее,
Как в тот ли во город во Суздаль,
Как в тот ли монастырь Покровский.


Как царица по палатушкам гуляла,
Жалобнехонько царица причитала:
«Ох вы гой еси, каменныя палаты,
Белы-каменны палаты, грановиты!
Уж, знать, мне по вас, палатушкам, не гуляти,
За кипарисными столами не сидети,
Мне сахарного кушанья не кушати
И мне белого лебедя не рушати!»

Историческая песня XVI века
В Смутное время с помощью насильственного пострига устраняли политических конкурентов. После такой «смерти» возврат к прошлому был невозможен. Так, Борис Годунов против воли постриг в монахи под именами Филарета и Марфы родителей первого царя будущей династии Романовых Михаила. Лжедмитрий I сделал затворницей Горицкого монастыря дочь Годунова Ксению. Постригли в монахи и следующего правителя Василия Шуйского с супругой Марией.

Самым показательным политическим постригом в XVII веке стала ссылка царевны Софьи Алексеевны. С 1682 года она была регентшей при младших братьях Иване и Петре. После стрелецкой «Хованщины» 1689 года Петр I заточил ее в Новодевичий монастырь, а во время бунта 1698 года, когда верные Софье стрельцы едва не захватили власть, указал постричь сестру в монахини под именем Сусанны. Вслед за царевной провели обряд пострижения и для сочувствовавших ей единокровных сестер — Евдокии, Марфы, Марии.

«Подвел под монастырь» Петр I и свою супругу Евдокию Лопухину. После возвращения из Великого посольства по европейским странам государь хотел с ней развестись, поэтому уговаривал добровольно уйти в монахини. Однако получил отказ, и в итоге отправил ее под конвоем в уже известный Покровский монастырь в Суздале, где в июне 1699 года Евдокию постригли под именем Елены.

С XVIII по начало XX веков монастыри продолжали оставаться местом ссылки опальных женщин — за прелюбодеяния, отступления от православной веры, уголовные преступления.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Татьяну из города Белгорода.
Материалы по теме