Другой легендарный советский боевик «Пираты XX века» вышел в 1980 году. По сюжету советское судно получило крупный груз наркотического сырья для фармацевтического завода. Корабль захватили пираты, и команде пришлось вступить в бой. Фильм стал самым кассовым советским фильмом в СССР, за первый год его посмотрело почти 90 миллионов зрителей. Картину особенно полюбили мужчины, а также школьники и студенты, многие зрители ходили на сеансы по нескольку раз.
Лента насыщена сценами драк, в том числе с приемами карате, погонями на суше и воде, перестрелками. Эпизоды быстро сменяют друг друга, что придает фильму динамику и удерживает внимание зрителей. Как отмечали кинокритики, «Пираты XX века» стали первым экшеном, который снимали в Советском Союзе по голливудским канонам кинематографа.
Появлялись в советском кино и элементы остросюжетного триллера. Например, картина
«Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова сочетает в себе несколько жанров: в ней есть и экшен, и детектив, и истерн, и триллер. Это история о друзьях, бывших красноармейцах, которым поручают охранять золото по пути из Сибири в Москву. По дороге груз похищают бандиты, и героям нужно выяснить, кто же их предал.
Элементы триллера можно найти и в ленте «Вий» Александра Птушко 1967 года, снятой по мотивам одноименной повести Николая Гоголя. Картину называли первым советским фильмом ужасов. Обыденные бытовые сцены в ней соседствуют с фантастическими, мрачными, напряженными. Главный герой Хома Брут должен провести несколько ночей в старой деревенской церкви у гроба ведьмы. По мнению кинокритиков, лента прекрасно передает мистическое настроение произведения Гоголя. Зрители пугались, но в кинотеатры шли: в год выхода лента вошла в лидеры проката, ее посмотрело более 30 миллионов зрителей.