ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ «ЩИ ДА КАША — ПИЩА НАША»?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ «ЩИ#NBSP;ДА КАША#NBSP;— ПИЩА НАША»?
Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
Мяса крестьяне практически не ели: оно было дорогим. К тому же большую часть года занимали посты — в это время мясо есть запрещалось.
Впервые пословицу «Щи да каша — пища наша» записал Владимир Даль в словаре «Пословицы русского народа» в 1853 году. Однако в самом языке это выражение возникло задолго до XIX века. Существует легенда, что этими словами подбадривал солдат Александр Суворов, наблюдая за ними во время обеда.

Исследователи считают, что на самом деле эта пословица появилась вовсе не в армейской среде: так еще в древности говорили крестьяне. Ведь на крестьянском столе основными блюдами действительно были щи и каша.

Священник В. Емельянов из Воронежской губернии сообщал в Русское географическое общество во второй половине XIX века:
Впервые пословицу «Щи да каша — пища наша» записал Владимир Даль в словаре «Пословицы русского народа» в 1853 году. Однако в самом языке это выражение возникло задолго до XIX века. Существует легенда, что этими словами подбадривал солдат Александр Суворов, наблюдая за ними во время обеда.

Исследователи считают, что на самом деле эта пословица появилась вовсе не в армейской среде: так еще в древности говорили крестьяне. Ведь на крестьянском столе основными блюдами действительно были щи и каша.

Священник В. Емельянов из Воронежской губернии сообщал в Русское географическое общество во второй половине XIX века:
В страдную летнюю пору едят четыре раза. В завтрак в постные дни едят кулеш с одним ржаным хлебом, когда вырастает лук — то с ним. В обед хлебают квас, добавляя в него огурцы, потом едят щи, наконец крутую пшенную кашу. Если работают в поле, то весь день едят кулеш, запивая его квасом. В скоромные дни к обычному рациону добавляют сало или молоко. В праздник — студень, яйца, баранина в щах, курятина в лапше.

В старину крестьянское меню было скудным. Основу рациона составляло варево, то есть щи, и каши. Суп готовили из овощей — капусты, картофеля и бобовых — и заправляли растительным маслом. В праздничные дни в такие постные щи могли добавить сало или немного мяса. Из круп использовали в основном просо (неочищенное пшено) — готовили кашу сливуху. Иногда в сливуху добавляли то же свиное сало, и она становилась «кулешом».

Мяса крестьяне практически не ели: оно было дорогим. К тому же большую часть года занимали посты — в это время мясо есть запрещалось. А в дни разговения семьи обязательно готовили множество мясных блюд и от души наедались. Так описывал подобные застолья Александр Никольский в книге «Хозяйственное описание Балашовского уезда»:
Вся роскошь в пище является у него дома в праздник, на крестинах или на свадьбе. В последнем случае здесь, можно сказать, воскресает патриархальное хлебосольство Русского: хлеба ржаного, хлеба пшеничного, блинов и пирогов с начинкой, нарежут против каждого гостя грудою, и потом на широком столе, покрытом большою скатертью, чинным порядком является: студень с квасом и хреном, вроде окрошки, щи, покрытые жиром, говядина вареная или свинина, лапша мясная и лапша молочная, ушник в род в густого гречишного супа, с птичьими потрохами; потом три жареных: гусь, поросенок и говядина; за ними каша пшенная и сдобный пирог с курицею. Перед каждым кушаньем хозяин обносит гостей вином, сначала из большого стакана, потом из маленького, а хозяйка угощает домашнею брагою. Обед тянется часа два, у богатого мужика на свадьбе поят и кормят как на убой. Начальный тихий разговор постепенно усиливается и доходит до общего шумного говора. Обед кончается пирогом разгонщиной.

Но такие пиршества, как правило, устраивали только на свадьбах, церковных праздниках или на Масленицу — перед Великим постом.

А в остальное время крестьяне приговаривали: «Щи да каша — пища наша».
Материалы по теме