КАКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОМПОЗИТОР ПЕРВЫМ ДАЛ КОНЦЕРТ ЗА РУБЕЖОМ?

Отвечает Алексей Сканави, пианист, телерадиоведущий, автор портала «Культура.РФ»

КАКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОМПОЗИТОР ПЕРВЫМ ДАЛ КОНЦЕРТ ЗА РУБЕЖОМ?

Отвечает Алексей Сканави, пианист, телерадиоведущий, автор портала «Культура.РФ»
В XX веке русская исполнительская школа приобретала все больший авторитет в мире, постепенно занимая лидирующие позиции.
Вопрос кажется простым и конкретным, но ответ на него неоднозначен. Во-первых, композиторы прежде всего сочиняют музыку, а не дают концерты: это делают исполнители. Если же композитор лично участвует в исполнении музыки (то есть в буквальном смысле дает концерт), то он может это делать или как исполнитель-солист, собственноручно играя на инструменте, или как дирижер. Поэтому мы рассмотрим не только композиторов, но и вообще всех музыкантов академического направления. Во-вторых, в связи с богатой историей нашей страны неминуемо встает вопрос о границах, которые на протяжении последних трех столетий все время менялись, особенно с западной стороны — а ведь именно на западных территориях происходил особенно интенсивный культурный обмен. Если взять, к примеру, Польшу, которая периодически становилась частью Российской империи, то можно ли считать польского музыканта отечественным? И, с другой стороны, если музыкант из Санкт-Петербурга выступал в Варшаве, то считается ли, что он давал концерт за границей?

Если отвечать на заданный вопрос формально, то, скорее всего, первыми отечественными композиторами, давшими концерты за рубежом, были Дмитрий Бортнянский (1751–1825) и Максим Березовский (1745–1777). Оба они родились на территории современной Украины, оба обучались в Италии примерно в одно и то же время, оба, вернувшись в Россию, принимали активное участие в столичной музыкальной жизни и прославились, помимо прочего, сочинением партесных концертов (крупных хоровых произведений, которые были по сути адаптацией западноевропейской хоровой музыки под требования православной церкви). Оба композитора, несомненно, выступали на сцене во время обучения в Италии в конце 1760-х годов — и как исполнители, и как дирижеры, в частности руководили исполнением собственных сочинений в итальянском стиле.

Еще одним концертантом из России, прославившим нашу страну за рубежом примерно в те же годы, был легендарный скрипач Иван Хандошкин (1747–1804), также обучавшийся в Италии и уже подростком поражавший очевидцев виртуозностью своей игры.

Несмотря на все это, как они, так и многие другие, менее известные музыканты из России, представляли не столько нашу страну, сколько своих западноевропейских учителей и их музыку. Отечественная музыкальная школа сложилась позднее.

Куда интереснее выяснить, кто из отечественных музыкантов первым покорил зарубежную публику, прославив именно русскую музыкальную школу. С этой точки зрения одной из первых крупных фигур, вышедших из России на мировую музыкальную сцену, стал знаменитый пианист, композитор и музыкально-общественный деятель Антон Рубинштейн (1829–1894), основатель первой в России консерватории в Санкт-Петербурге. 14 декабря 1854 года с его сольного концерта в «Гевандхаусе», главном концертном зале Лейпцига, началось триумфальное концертное турне Рубинштейна по всем крупным городам Европы, продолжавшееся несколько лет. С тех пор русская исполнительская школа приобретала все больший авторитет в мире, а в XX веке заняла безусловно лидирующие позиции.
Вопрос кажется простым и конкретным, но ответ на него неоднозначен. Во-первых, композиторы прежде всего сочиняют музыку, а не дают концерты: это делают исполнители. Если же композитор лично участвует в исполнении музыки (то есть в буквальном смысле дает концерт), то он может это делать или как исполнитель-солист, собственноручно играя на инструменте, или как дирижер. Поэтому мы рассмотрим не только композиторов, но и вообще всех музыкантов академического направления. Во-вторых, в связи с богатой историей нашей страны неминуемо встает вопрос о границах, которые на протяжении последних трех столетий все время менялись, особенно с западной стороны — а ведь именно на западных территориях происходил особенно интенсивный культурный обмен. Если взять, к примеру, Польшу, которая периодически становилась частью Российской империи, то можно ли считать польского музыканта отечественным? И, с другой стороны, если музыкант из Санкт-Петербурга выступал в Варшаве, то считается ли, что он давал концерт за границей?

Если отвечать на заданный вопрос формально, то, скорее всего, первыми отечественными композиторами, давшими концерты за рубежом, были Дмитрий Бортнянский (1751–1825) и Максим Березовский (1745–1777). Оба они родились на территории современной Украины, оба обучались в Италии примерно в одно и то же время, оба, вернувшись в Россию, принимали активное участие в столичной музыкальной жизни и прославились, помимо прочего, сочинением партесных концертов (крупных хоровых произведений, которые были по сути адаптацией западноевропейской хоровой музыки под требования православной церкви). Оба композитора, несомненно, выступали на сцене во время обучения в Италии в конце 1760-х годов — и как исполнители, и как дирижеры, в частности руководили исполнением собственных сочинений в итальянском стиле.

Еще одним концертантом из России, прославившим нашу страну за рубежом примерно в те же годы, был легендарный скрипач Иван Хандошкин (1747–1804), также обучавшийся в Италии и уже подростком поражавший очевидцев виртуозностью своей игры.

Несмотря на все это, как они, так и многие другие, менее известные музыканты из России, представляли не столько нашу страну, сколько своих западноевропейских учителей и их музыку. Отечественная музыкальная школа сложилась позднее.

Куда интереснее выяснить, кто из отечественных музыкантов первым покорил зарубежную публику, прославив именно русскую музыкальную школу. С этой точки зрения одной из первых крупных фигур, вышедших из России на мировую музыкальную сцену, стал знаменитый пианист, композитор и музыкально-общественный деятель Антон Рубинштейн (1829–1894), основатель первой в России консерватории в Санкт-Петербурге. 14 декабря 1854 года с его сольного концерта в «Гевандхаусе», главном концертном зале Лейпцига, началось триумфальное концертное турне Рубинштейна по всем крупным городам Европы, продолжавшееся несколько лет. С тех пор русская исполнительская школа приобретала все больший авторитет в мире, а в XX веке заняла безусловно лидирующие позиции.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос Зинаиду из города Орла.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос Зинаиду из города Орла.
Материалы по теме