ПРАВДА ЛИ,
ЧТО НА РУСИ ЛЮДИ
ПАРИЛИСЬ В ПЕЧИ?

Отвечает Оксана Маякова,
автор портала «Культура.РФ»
ПРАВДА ЛИ,
ЧТО НА РУСИ ЛЮДИ
ПАРИЛИСЬ В ПЕЧИ?

Отвечает Оксана Маякова,
автор портала «Культура.РФ»
Баня была главным средством для обретения здоровья, и считалось, что она имелась едва ли не в каждом дворе.
Пользу от контраста температур на Руси оценили еще в старину. Во время банных процедур мужчины и женщины не жалели пара и использовали веники, а затем бежали охлаждаться в прохладную воду или снег. Баня была главным средством для обретения здоровья, и считалось, что она имелась едва ли не в каждом дворе. Так, иностранный камер-юнкер Фридрих Вильгельм Берхгольц, живший в России в 1720-х годах, рассказывал:
Пользу от контраста температур на Руси оценили еще в старину. Во время банных процедур мужчины и женщины не жалели пара и использовали веники, а затем бежали охлаждаться в прохладную воду или снег. Баня была главным средством для обретения здоровья, и считалось, что она имелась едва ли не в каждом дворе. Так, иностранный камер-юнкер Фридрих Вильгельм Берхгольц, живший в России в 1720-х годах, рассказывал:
Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть Русских прибегает к ней по крайней мере раз, если не два в неделю.
Но, вопреки сложившемуся стереотипу, бани строили не везде. Этнограф Андрей Желтов писал, что особенно популярны они были на северо-западе страны, тогда как южнее, в пределах Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств, люди часто парились не в банях, а в просторных домашних печах.

Сегодня залезать в горячую печь для омовения кажется неправдоподобным занятием, но исторические документы подтверждают эту традицию. Причем исследования последних лет свидетельствуют о парении в печи не только на юге, но и в других регионах России.

Чтобы как следует пропариться, сначала выгребали из печи золу. Затем внутри расстилали сноп соломы и готовили емкость с горячей водой, а также вкусно пахнущий веник из веток местных деревьев. Залезали внутрь обычно вперед ногами, головой к заслонке. В больших печах можно было париться и сидя. Оказавшись внутри, человек затворял вход, обмакивал веник в воду и брызгал на стенки, чтобы возник пар. Затем он ложился на солому и хорошенько прогревался.

Крестьяне любили такую «баню» за экономность и простоту. Огонь в печи разжигали каждое утро — для готовки еды и обогрева жилья. А для парения нужно было лишь поставить в нее чугун с водой. Конечно, сразу в раскаленную топку никто не залезал: крестьяне ждали, пока печь немного остынет. Парились уже после дневных хлопот, ближе к шести-семи часам вечера.

Самое древнее упоминание об использовании печи как способа согреться сохранилось в «Житии преподобного Иринарха». Оно описывает события рубежа XVI—XVII веков. Герой одного из отрывков — дьякон «не мочий терпети студени», который «влазяще в печь». Эти слова доказывают, что в XVI веке печи были большими по размеру, а также могли использоваться как теплое помещение.

В XIX веке парение в печи было известно во многих регионах. В книге «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы» приводятся слова одного из жителей вологодских земель:
Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень пространны, и мыться можно одному свободно, сидя… …Раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печь с чугуном теплой воды. Ему подадут веник и заслонкой закрывают. И несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «лому костей» и хорошо промыв голову «щелоком», да после всего этого окатившись водой на сарае, получает полное удовлетворение.
Иногда крестьяне залезали внутрь и по двое: например, матери часто мылись вместе с детьми.

Размеры русской печи были действительно внушительными: к XIX веку она занимала пятую или даже четвертую часть избы, а в высоту достигала около двух метров от пола. Строили печь всегда в одном из углов и затем по периметру окружали полатями — спальными чердаками. На полатях спали дети и старики, а взрослые располагались на скамейках рядом.

За долгие годы вокруг парения в печи сложились многочисленные поверья. Например, сразу после строительства печь протапливали и парили в ней кошку либо просто ненадолго помещали животное внутрь. Считалось, что так кошка заберет на себя несчастья и принесет печи хорошую энергетику.

Люди также верили, что особый банный дух — банник, или банный, — страшно обижается, если люди парятся в печке вместо бани. В книге «Баня и печь в русской народной традиции» приведен такой рассказ:
Раз женщина в деревне Иванкине вечером залезла в печку попариться, а в избе никого не было. Банный пришел и так крепко приколотил заслонки, что потом еле отодрали. Женщину выволокли из печки чуть живую.
Однако и без козней духов париться в печи было небезопасно. В многочисленных исторических документах зафиксированы случаи ожогов от горячих стенок и даже смертельные исходы такой процедуры из-за недостатка воздуха. Также многие крестьяне отмечали, что избы, в которых люди парятся, быстрее сгнивают от влаги.
Материалы по теме