КТО ТАКИЕ ОБЭРИУТЫ?

Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»
КТО ТАКИЕ ОБЭРИУТЫ?
Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»
Предполагалось, что ОБЭРИУ будет состоять из пяти отделений: литературного, театрального, кинематографического, музыкального, изобразительного.
Обэриутами называют членов группы ОБЭРИУ — Объединения реального искусства. В нем состояли Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский, Игорь Бахтерев и другие представители авангардного искусства первой половины ХХ века — поэты, писатели, сценаристы, режиссеры.

Объединение начало складываться в 1920-х в Ленинграде. Писатель Леонид Липавский, поэт Александр Введенский и философ Яков Друскин организовали домашний кружок: обсуждали искусство, культуру и науку, произведения друг друга. Вскоре посещать эти встречи начали Николай Олейников и Даниил Хармс. Кружок получил название «Чинари». Друскин вспоминал: «Это было литературно-философское содружество пяти человек, каждый из которых, хорошо зная свою профессию, в то же время не был узким профессионалом и не боялся вторгаться в «чуждые» области, будь то лингвистика, теория чисел, живопись или музыка». Слово «чинарь», скорее всего, придумал Введенский — образовал от слова «чин». Он называл себя «чинарь АВТО-ритет бессмыслицы», а Хармс подписывал некоторые свои произведения «чинарь-взиральник». В 1930-х годах Леонид Липавский составил записи диалогов «чинарей» — сборник «Разговоры».

«Чинари» вступали в иные художественные организации. Хармс состоял в «Ордене заумников DSO» писателя Александра Туфанова. На базе «Ордена заумников» Введенский и Хармс организовали объединение «Левый фланг». Вскоре Туфанов и Введенский поссорились, и общество прекратило существование. Сначала вместо него появилась «Академия левых классиков», а в 1927 году — Объединение реального искусства, ОБЭРИУ. Его участники хотели собрать в одной группе представителей левого, авангардного искусства Ленинграда.

Встречи ОБЭРИУ теперь проходили в Доме печати на набережной реки Фонтанки, 59. А во втором номере журнала «Афиши Дома печати» за 1928 год вышла декларация группы.
Обэриутами называют членов группы ОБЭРИУ — Объединения реального искусства. В нем состояли Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский, Игорь Бахтерев и другие представители авангардного искусства первой половины ХХ века — поэты, писатели, сценаристы, режиссеры.

Объединение начало складываться в 1920-х в Ленинграде. Писатель Леонид Липавский, поэт Александр Введенский и философ Яков Друскин организовали домашний кружок: обсуждали искусство, культуру и науку, произведения друг друга. Вскоре посещать эти встречи начали Николай Олейников и Даниил Хармс. Кружок получил название «Чинари». Друскин вспоминал: «Это было литературно-философское содружество пяти человек, каждый из которых, хорошо зная свою профессию, в то же время не был узким профессионалом и не боялся вторгаться в «чуждые» области, будь то лингвистика, теория чисел, живопись или музыка». Слово «чинарь», скорее всего, придумал Введенский — образовал от слова «чин». Он называл себя «чинарь АВТО-ритет бессмыслицы», а Хармс подписывал некоторые свои произведения «чинарь-взиральник». В 1930-х годах Леонид Липавский составил записи диалогов «чинарей» — сборник «Разговоры».

«Чинари» вступали в иные художественные организации. Хармс состоял в «Ордене заумников DSO» писателя Александра Туфанова. На базе «Ордена заумников» Введенский и Хармс организовали объединение «Левый фланг». Вскоре Туфанов и Введенский поссорились, и общество прекратило существование. Сначала вместо него появилась «Академия левых классиков», а в 1927 году — Объединение реального искусства, ОБЭРИУ. Его участники хотели собрать в одной группе представителей левого, авангардного искусства Ленинграда.

Встречи ОБЭРИУ теперь проходили в Доме печати на набережной реки Фонтанки, 59. А во втором номере журнала «Афиши Дома печати» за 1928 год вышла декларация группы.
ОБЭРИУ ныне выступает как новый отряд левого революционного искусства. ОБЭРИУ не скользит по темам и верхушкам творчества — оно ищет органически нового мироощущения и подхода к вещам. ОБЭРИУ вгрызается в сердцевину слова, драматического действия и кинокадра. <…> Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы — творцы не только нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни и ее предметов… <…> Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты «не-реальны» и «не-логичны»? А кто сказал, что «житейская» логика обязательна для искусства?
Из декларации ОБЭРИУ
Предполагалось, что ОБЭРИУ будет состоять из пяти отделений: литературного, театрального, кинематографического, музыкального, изобразительного. Сотрудничать с обэриутами согласились художник Казимир Малевич, режиссер Климентий Минц и сценарист Александр Разумовский. Музыкальное отделение в итоге не появилось, а в театральное и литературное входили одни и те же люди. Обэриуты экспериментировали с композицией, формой своих произведений, изучали историю литературы, переделывали классические стихотворения.

24 января 1928 года обэриуты выступили в Доме печати с творческим вечером «Три левых часа». Поэты читали свои стихотворения, представили постановку по пьесе Даниила Хармса «Елизавета Бам» и картину «Мясорубка» Александра Разумовского и Климентия Минца. В советской прессе выступление раскритиковали. Автор «Красной газеты» Лидия Лесная в статье «Ытуеребо» написала, что зрители просто не поняли смысла постановки.
Вчера в Доме печати происходило нечто непечатное. Насколько развязны были Обэриуты, настолько фривольна была публика. Свист, шиканье, выкрики, вольный обмен мнениями с выступающими.

— Сейчас я прочитаю два стихотворения, — заявляет Обэриут.

— Одно!  — умоляюще стонет кто-то в зале.

— Нет, два. Первое длинное и второе короткое.

— Читайте только второе.

Но Обэриуты безжалостны: раз начав, они доводят дело до неблагополучного конца.
«Красная газета», № 24 от 25 января 1928 года
Критические отзывы в адрес ОБЭРИУ не прекращались. Экспериментальные стихотворения поэтов не проходили цензуру. В начале 1930-х годов в литературе главенствовал соцреализм. Критики высоко оценивали произведения, в которых описывалась Гражданская война, революции, быт и рабочие будни простых граждан СССР. А обэриуты казались слишком эпатажными: часто их выступления состояли из не связанных между собой номеров. Произведения членов группы было сложно понять из-за непривычной формы, парадоксов, иронии, экспериментов с языком.

Поэтому обэриуты ушли в детскую литературу. Хармс писал: «В область детской литературы наша группа привнесла элементы своего творчества для взрослых».

Последнее выступление объединения прошло в общежитии Ленинградского государственного университета 1 апреля 1930 года. Студенты осмеяли обэриутов, а в прессе появились критические публикации. В газете «Смена» поэтов назвали «литературными хулиганами», а в журнале «Ленинград» их творчество посчитали «враждебным нашему социалистическому строительству и нашей советской революционной литературе». Даниил Хармс вспоминал, что студенты ЛГУ даже предлагали сослать поэтов на Соловки. В студенческой газете писали: «Поэзия их… контрреволюционна. Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага…»

После этого поэты из ОБЭРИУ иногда выступали с детскими стихами на творческих вечерах. А в 1930-х годах многих из них репрессировали. В 1931 году были задержаны Хармс, Введенский и Бахтерев: их назвали «членами антисоветской группы писателей» и выслали из Ленинграда. После этого группа прекратила свое существование, но бывшие обэриуты поддерживали друг с другом переписку. В 1937 году был расстрелян Николай Олейников, во время Великой Отечественной войны погибли Борис Левин и Леонид Липавский. В блокаду Ленинграда архивы многих обэриутов были утрачены, поэтому сохранились в основном их детские произведения — те, что были опубликованы официально в книгах и журналах 1920−30-х годов.