КТО ПРИДУМАЛ НЕВАЛЯШКУ?

Отвечает Ольга Дружинина,
заместитель директора по науке Московского музея дизайна

КТО ПРИДУМАЛ НЕВАЛЯШКУ?
Отвечает Ольга Дружинина,
заместитель директора по науке Московского музея дизайна
Игрушку, которая уже много лет ассоциируется во всем мире с Россией, на самом деле придумали на Востоке.
Неваляшка — одна из икон советского дизайна. Но игрушку, которая уже много лет ассоциируется во всем мире с нашей страной, на самом деле придумали на Востоке. В России первая неваляшка появилась примерно 200 лет назад: вероятнее всего, ее прообраз, куклу даруму, привезли из Японии купцы. Фигурка дарумы олицетворяла монаха-отшельника Бодхидхарму, который провел неподвижно в медитации девять лет, из-за чего у него атрофировались руки и ноги. За такую преданность вере японцы стали почитать монаха, и со временем он стал своеобразным божеством, приносящим счастье и исполняющим новогодние желания.

Глаза у традиционной дарумы не имели зрачков: один из них владелец куклы рисовал сам, когда загадывал желание, а второй — только когда оно исполнялось. Если дарума не помогала мечте осуществиться, ее относили в храм и сжигали, после чего покупали новую куклу, демонстрируя таким образом божествам настойчивость в достижении цели.

В России игрушка, которую называли сначала кувыркан, а потом ванька-встанька, быстро стала популярна. Центром ее производства была Нижегородская губерния. Кувыркана делали из дерева и расписывали яркими красками. Неваляшек продавали на ярмарках, однако стоили они дорого и потому в небогатых деревенских семьях передавались по наследству от поколения к поколению.
Неваляшка — одна из икон советского дизайна. Но игрушку, которая уже много лет ассоциируется во всем мире с нашей страной, на самом деле придумали на Востоке. В России первая неваляшка появилась примерно 200 лет назад: вероятнее всего, ее прообраз, куклу даруму, привезли из Японии купцы. Фигурка дарумы олицетворяла монаха-отшельника Бодхидхарму, который провел неподвижно в медитации девять лет, из-за чего у него атрофировались руки и ноги. За такую преданность вере японцы стали почитать монаха, и со временем он стал своеобразным божеством, приносящим счастье и исполняющим новогодние желания.

Глаза у традиционной дарумы не имели зрачков: один из них владелец куклы рисовал сам, когда загадывал желание, а второй — только когда оно исполнялось. Если дарума не помогала мечте осуществиться, ее относили в храм и сжигали, после чего покупали новую куклу, демонстрируя таким образом божествам настойчивость в достижении цели.

В России игрушка, которую называли сначала кувыркан, а потом ванька-встанька, быстро стала популярна. Центром ее производства была Нижегородская губерния. Кувыркана делали из дерева и расписывали яркими красками. Неваляшек продавали на ярмарках, однако стоили они дорого и потому в небогатых деревенских семьях передавались по наследству от поколения к поколению.
Многосерийный документальный фильм «Советский дизайн». Серия «Неваляшка». Киностудия им. М. Горького, 2021 год
В конце 1940-х годов началась новая волна интереса к этим игрушкам. Некоторые исследователи связывают это с продукцией Нахабинской фабрики игрушек. В послевоенные годы на ней работал технологом скульптор Иван Ефимкин. Вместе с приятелем-инженером он разработал механизм, возвращающий неваляшку в исходное положение. Так впервые в детской игрушке намеренно использовали принцип устойчивого равновесия. Механизм был запатентован, а группа работавших над ним специалистов получила государственную премию.

Неваляшка мгновенно стала одной из самых популярных советских игрушек. Педагоги и психологи советовали давать ее детям с шести месяцев, поскольку она развивала зрение, слух и координацию движений; а мелодичный звук, напоминающий колокольчик русской тройки, привлекал и удерживал внимание ребенка. Неваляшка не имела острых углов и поэтому была совершенно безопасна. А ее форма и внешний вид — стилизованный пупс — по мнению специалистов, развивали фантазию ребенка.

Был у игрушки и идеологический контекст: всегда поднимающаяся в вертикальное положение, неваляшка символизировала волю к победе, несгибаемость перед любыми невзгодами.

В 1957 году Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки разработал несколько моделей неваляшек для выпуска на Тамбовском пороховом заводе — одном из крупнейших пороховых предприятий в России, которое производило не только военную, но и гражданскую продукцию. Делать игрушку должны были из целлулоида — побочного продукта производства пороха. Однако из-за легкой воспламеняемости позже его заменили на более качественную пленку ПВХ — бесцветную пластмассу. Согласно одной из версий, Тамбовский пороховой завод был секретным объектом, и потому выпуск игрушек подкреплял его легенду.

В 1958 году началось массовое производство неваляшек: в 1958 году выпустили 120 тысяч экземпляров, а в 1960-м — уже 1,2 миллиона. Продавались ваньки-встаньки не только в СССР. Их закупали Австрия, Германия, Куба, Словакия, Венгрия, Монголия и многие другие страны.

Расцвет производства пришелся на 1970-е годы. В это время в цехе Тамбовского порохового завода, который выпускал неваляшек, работало более 1500 женщин. А в кризисные 1990-е, когда военных заказов не стало, именно игрушки помогли заводу выжить. Поэтому неваляшке даже поставили памятник в центре города Котовска в Тамбовской области, где расположено предприятие.

Продолжают делать неваляшку и в наши дни, в ассортименте Тамбовского порохового завода насчитывается более 30 видов этой игрушки. К классической неваляшке Маше красного цвета, дизайн которой практически не менялся на протяжении более чем 50 лет, добавилась кукла Антон. Выпускают неваляшек и в виде крокодила, зайца, утенка, поросенка. Завод ежегодно производит до ста тысяч игрушек; они продаются не только в нашей стране, но и в США, Германии, Белоруссии, Казахстане, Вьетнаме.

Главная советская кукла по-прежнему любима. И не только потому, что вызывает ностальгические чувства у людей старшего поколения, — ее продуманный дизайн остается актуальным и в наше время. Яркая, привлекательная для детей разных возрастов, безопасная и развивающая важные навыки, неваляшка остается популярной даже в эпоху высокотехнологичных игрушек.
«Культура.РФ» благодарит за помощь в создании материала проект «Советский дизайн», новый документальный интернет-сериал Продюсерского центра Киностудии им. М. Горького.

Сериал знакомит зрителей с уникальными предметами и дизайнерскими решениями, которые формировали образ жизни в СССР: плакатами и шрифтами, посудой и одеждой, игрушками и одеждой, автомобилями и электроникой.

Новые серии проекта выходят каждую неделю в
официальном сообществе киностудии во «ВКонтакте».
Материалы по теме