Кисейной барышней называют человека нарочито чувствительного, почти жеманного, который стремится, демонстрируя свою изнеженность, избежать ответственности. Это выражение относится к фразеологизмам и имеет значение только как устойчивое выражение: вариант «кисельная барышня» — ошибочный.
Общественное явление, которое породило это словосочетание, возникло в Российской империи в первой половине XIX века. В 1830–40-е годы появилась мода на дамские платья из кисеи — очень тонкой, прозрачной ткани. Сначала ее использовали для штор и драпировок, позже стали шить из нее многослойную одежду. Если для популярных в начале столетия ампирных платьев были характерны высокая талия и юбка, напоминающая колонну, то платья из кисеи были пышными и создавали силуэт, который подчеркивал женскую хрупкость, воздушность, нежность.
Дворянки, поддавшись моде на новый образ, вели себя неестественно: склоняли голову и опускали глаза, неспешно двигались, чтобы выглядеть скромными и стеснительными, мало ели, старались выглядеть отрешенными. Иногда могли быть игривыми, что тоже одобрялось. Историк моды Раиса Кирсанова отмечала, что «особый стиль поведения, манера одеваться, породило выражение «кисейная барышня».
Впервые в литературе похожее выражение появилось в 1861 году. В повести Николая Помяловского «Мещанское счастье» эмансипированная героиня делится своими размышлениями: