У КОГО ИЗ РУССКИХ ЦАРЕЙ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛСЯ
ПРИДВОРНЫЙ ХОР?

Отвечает Алексей Сканави, пианист, телерадиоведущий, автор портала «Культура.РФ»
У КОГО ИЗ РУССКИХ ЦАРЕЙ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛСЯ
ПРИДВОРНЫЙ ХОР?
Отвечает Алексей Сканави, пианист, телерадиоведущий, автор портала «Культура.РФ»
Православная церковь запрещала использовать музыкальные инструменты, что привело к расцвету хоровой культуры.
Первоначальные формы хорового пения в России и способы их записи были заимствованы из Византии еще в X веке, вместе с принятием христианства. Несколько веков профессиональная хоровая музыка развивалась исключительно в церковной среде и хоровые коллективы были приписаны к храмам и монастырям. Первый хор, «отделенный» от церкви (но все равно исполнявший прежде всего церковную музыку), был основан царем Иваном III в 1476 году как Хор государевых певчих дьяков. В коллектив входили около 30 певчих, которые сопровождали царя в поездках, пели в соборах во время богослужений и на различных придворных церемониях. А также этот хор контролировал работу церковных хоров по всей России.

Большой вклад в развитие хорового пения в России внес царь Иван IV Грозный. Из-за уничтожения скоморохов развитие самобытной инструментальной музыки в России было практически остановлено — и возобновилось уже как вторичное, подверженное влиянию западноевропейской академической музыки. В совокупности с традиционным запретом православной церкви на использование музыкальных инструментов в богослужебном пении, это закономерно привело к расцвету именно хоровой культуры в нашей стране.

Помимо этого, Ивану Грозному приписывается создание двух стихир (хоровых песнопений), которые до сих пор иногда используются в православном богослужении. А в его подмосковной резиденции в Александровой слободе располагалась знаменитая школа певчих (по сути, консерватория), из которой вышли многие крупные композиторы того времени, называемые распевщиками. Самыми именитыми из них были Иван Нос и Федор Крестьянин, будущий духовный наставник царя Лжедмитрия I, обвенчавший его с польской аристократкой Мариной Мнишек.

В 1713 году Хор государевых певчих дьяков перевели из Москвы в Санкт-Петербург и присоединили к основанному Петром I в 1701 году Придворному хору. В 1763 году хор преобразовали в Императорскую придворную певческую капеллу. Фактическим преемником ее является нынешняя Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, в состав которой, помимо собственно хора, входит также симфонический оркестр.

Первоначальные формы хорового пения в России и способы их записи были заимствованы из Византии еще в X веке, вместе с принятием христианства. Несколько веков профессиональная хоровая музыка развивалась исключительно в церковной среде и хоровые коллективы были приписаны к храмам и монастырям. Первый хор, «отделенный» от церкви (но все равно исполнявший прежде всего церковную музыку), был основан царем Иваном III в 1476 году как Хор государевых певчих дьяков. В коллектив входили около 30 певчих, которые сопровождали царя в поездках, пели в соборах во время богослужений и на различных придворных церемониях. А также этот хор контролировал работу церковных хоров по всей России.

Большой вклад в развитие хорового пения в России внес царь Иван IV Грозный. Из-за уничтожения скоморохов развитие самобытной инструментальной музыки в России было практически остановлено — и возобновилось уже как вторичное, подверженное влиянию западноевропейской академической музыки. В совокупности с традиционным запретом православной церкви на использование музыкальных инструментов в богослужебном пении, это закономерно привело к расцвету именно хоровой культуры в нашей стране.

Помимо этого, Ивану Грозному приписывается создание двух стихир (хоровых песнопений), которые до сих пор иногда используются в православном богослужении. А в его подмосковной резиденции в Александровой слободе располагалась знаменитая школа певчих (по сути, консерватория), из которой вышли многие крупные композиторы того времени, называемые распевщиками. Самыми именитыми из них были Иван Нос и Федор Крестьянин, будущий духовный наставник царя Лжедмитрия I, обвенчавший его с польской аристократкой Мариной Мнишек.

В 1713 году Хор государевых певчих дьяков перевели из Москвы в Санкт-Петербург и присоединили к основанному Петром I в 1701 году Придворному хору. В 1763 году хор преобразовали в Императорскую придворную певческую капеллу. Фактическим преемником ее является нынешняя Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, в состав которой, помимо собственно хора, входит также симфонический оркестр.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос Розу из города Ртищево.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос Розу из города Ртищево.
Материалы по теме
Подписывайтесь на рассылку портала «Культура.РФ» и еженедельно получайте наши лучшие публикации