КАК ПОЯВИЛСЯ СИМВОЛ
«ГОЛУБЬ МИРА»?

Отвечает Оксана Маякова,
автор портала «Культура.РФ»
КАК ПОЯВИЛСЯ СИМВОЛ
«ГОЛУБЬ МИРА»?
Отвечает Оксана Маякова,
автор портала «Культура.РФ»
Голубя мира общественность приняла не сразу: многие европейцы с недоверием относились к коммунистическому движению.
Голубь служил символом мира с древних времен. Еще в Ветхом Завете описано, как Ной выпустил именно эту птицу из ковчега, чтобы убедиться в окончании Великого потопа. Когда воды стали утихать, праведник трижды открывал голубю окно: в первый раз птица не увидела суши и вернулась. Во второй раз она улетела и возвратилась с масличным листом в клюве, и так люди поняли, что где-то появились островки земли. В третий раз голубь и вовсе не вернулся в ковчег, ведь суши стало достаточно для жизни. С тех пор птица стала знаком примирения Бога и человека.

Всеобщее признание этот символ получил после завершения Второй мировой войны. Создателем эмблемы стал Пабло Пикассо: художник разработал ее для Всемирного конгресса сторонников мира, который организовали в 1949 году в Париже и Праге.

Писатель Илья Эренбург вспоминал, как в день открытия конгресса он обедал у художника в мастерской:
Голубь служил символом мира с древних времен. Еще в Ветхом Завете описано, как Ной выпустил именно эту птицу из ковчега, чтобы убедиться в окончании Великого потопа. Когда воды стали утихать, праведник трижды открывал голубю окно: в первый раз птица не увидела суши и вернулась. Во второй раз она улетела и возвратилась с масличным листом в клюве, и так люди поняли, что где-то появились островки земли. В третий раз голубь и вовсе не вернулся в ковчег, ведь суши стало достаточно для жизни. С тех пор птица стала знаком примирения Бога и человека.

Всеобщее признание этот символ получил после завершения Второй мировой войны. Создателем эмблемы стал Пабло Пикассо: художник разработал ее для Всемирного конгресса сторонников мира, который организовали в 1949 году в Париже и Праге.

Писатель Илья Эренбург вспоминал, как в день открытия конгресса он обедал у художника в мастерской:
За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки… Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира.
Первое изображение Пикассо не было похоже на привычную версию эмблемы мира: художник изобразил голубя натуралистично и без веточки в клюве. Изначально птица не летела, а стояла на земле.

По одной из версий, этот образ выбрал в качестве эмблемы поэт Луи Арагон. Франсуаза Жило, возлюбленная Пикассо, вспоминала:
Просматривая папку с последними литографиями, Арагон увидел эту… ему пришла мысль сделать этот рисунок символом конгресса. Пабло согласился, и к концу дня плакат с «голубкой» уже начал появляться на парижских стенах. В бесчисленных оттисках, вначале с оригинального камня, потом с копий, этот плакат обошел земной шар в защиту мира.
А за день до открытия конгресса у Жило и Пикассо родилась дочь. Пара назвала ее Паломой, что на испанском языке означает «голубка».

Позже художник создал множество вариантов голубя мира. Он изображал птицу и в кубистическом стиле, и в полете над радугой, и с веточкой в клюве, и над грудой оружия, и в хороводе рук. Мотив развивался и менялся — и в конечном счете превратился в лаконичную эмблему.

Голубка стала знаком не только мира во всем мире, но и коммунистического движения, поскольку именно Коммунистическая партия занималась организацией конгрессов. Многие интеллектуалы, пережившие оккупацию Франции, в то время присоединялись к коммунистам. Художник Роланд Пенроуз писал:
Большинство тех, кто делил с Пикассо эти тяжкие годы тревоги и подозрительности и кто проявил наибольшую храбрость в движении Сопротивления, были членами Французской коммунистической партии. Партия эта стремительно набирала силу.
Пабло Пикассо также стал коммунистом.

Однако голубя мира общественность приняла не сразу: многие европейцы с недоверием относились к коммунистическому движению. Одна из парижских газет писала, что «марксистская» голубка «загадила все стены нашего прекрасного, но, увы, беззащитного Парижа», а самого Пикассо назвала «старым клоуном».

Несмотря на неоднозначную реакцию на символ, Художественный музей Филадельфии удостоил «Голубку» Пикассо мемориальной медали. Вскоре это изображение стали узнавать и использовать во всем мире, в частности его печатали на почтовых марках коммунистические страны. Голубь мира прижился и в Советском Союзе: именно этот образ стал одним из символов Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году.
Материалы по теме