Какие стихи, которые приписывают известным поэтам, писали на самом
деле не они?

Отвечает Дарья Мартыненко, автор портала «Культура.РФ»
КАКИЕ СТИХИ, КОТОРЫЕ ПРИПИСЫВАЮТ ИЗВЕСТНЫМ ПОЭТАМ, ПИСАЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ ОНИ?
Отвечает Дарья Мартыненко,
автор портала«Культура.РФ»
Подобные ошибки появляются из-за плохой проверки источников при первой публикации или недосмотра редакторов журналов.
Нередко при перепечатывании сочинений известных поэтов возникает путаница: им приписывают стихи, которых на самом деле они не писали. Подобные ошибки появляются из-за плохой проверки источников при первой публикации, недосмотра редакторов журналов или желания пользователей интернета выдать желаемое за действительное.

Например, автором известного стихотворения «Прощай, немытая Россия...» считают Михаила Лермонтова, однако, по мнению многих историков и литературоведов, вероятнее всего, поэт его не писал. Этот текст не сохранился ни в одном рукописном экземпляре. Сочинение также отличается от других произведений Лермонтова стилистически, а источник первой публикации сомнителен. Впервые стихотворение уже после гибели поэта напечатал издатель Петр Бартенев в своем журнале «Русский архив» с пометкой: «Записано со слов поэта современником».

Кроме того, Лермонтов не использовал в своих сочинениях оборот «голубые мундиры». Зато его часто применял поэт-пародист XIX века Дмитрий Минаев, который создал пародию на лермонтовскую поэму «Демон». Некоторые исследователи отмечают, что он и мог быть настоящим автором «Прощай, немытая Россия...».

А в 1970 году в журнале «Родина», в подборке «Стихи Сергея Есенина. К 75-летию со дня рождения поэта», вместе с известными сочинениями поэта напечатали стихотворение «Россию нельзя позабыть…». Однако на самом деле его написал Александр Прокофьев в 1966 году. Он был последователем Есенина и часто цитировал его стихи. Но литературоведы быстро обнаружили, что размер и ритм «Россию нельзя позабыть…» не были характерны для Есенина. Оказалось, что один из редакторов журнала включил его в подборку по ошибке. Однако и в наши дни это произведение иногда приписывают не тому автору.
Нередко при перепечатывании сочинений известных поэтов возникает путаница: им приписывают стихи, которых на самом деле они не писали. Подобные ошибки появляются из-за плохой проверки источников при первой публикации, недосмотра редакторов журналов или желания пользователей интернета выдать желаемое за действительное.

Например, автором известного стихотворения «Прощай, немытая Россия...» считают Михаила Лермонтова, однако, по мнению многих историков и литературоведов, вероятнее всего, поэт его не писал. Этот текст не сохранился ни в одном рукописном экземпляре. Сочинение также отличается от других произведений Лермонтова стилистически, а источник первой публикации сомнителен. Впервые стихотворение уже после гибели поэта напечатал издатель Петр Бартенев в своем журнале «Русский архив» с пометкой: «Записано со слов поэта современником».

Кроме того, Лермонтов не использовал в своих сочинениях оборот «голубые мундиры». Зато его часто применял поэт-пародист XIX века Дмитрий Минаев, который создал пародию на лермонтовскую поэму «Демон». Некоторые исследователи отмечают, что он и мог быть настоящим автором «Прощай, немытая Россия...».

А в 1970 году в журнале «Родина», в подборке «Стихи Сергея Есенина. К 75-летию со дня рождения поэта», вместе с известными сочинениями поэта напечатали стихотворение «Россию нельзя позабыть…». Однако на самом деле его написал Александр Прокофьев в 1966 году. Он был последователем Есенина и часто цитировал его стихи. Но литературоведы быстро обнаружили, что размер и ритм «Россию нельзя позабыть…» не были характерны для Есенина. Оказалось, что один из редакторов журнала включил его в подборку по ошибке. Однако и в наши дни это произведение иногда приписывают не тому автору.
Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Анну из Калининграда.
Материалы по теме