ПОЧЕМУ БОГОМАТЕРЬ ИЗОБРАЖАЕТСЯ НА ИКОНАХ
ПО-РАЗНОМУ?

Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
ПОЧЕМУ БОГОМАТЕРЬ ИЗОБРАЖАЕТСЯ НА ИКОНАХ
ПО-РАЗНОМУ?
Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
В православной традиции насчитывается более 300 иконографических сюжетов c изображением Богоматери.
Образ Богородицы в христианской иконографической традиции — наиболее почитаемый. Популярность культа Божией Матери связана в том числе с разнообразными чудесами, которые ей приписываются, — от излечения смертельно больных людей до спасения целых городов от иноземных захватчиков.
Образ Богородицы в христианской иконографической традиции — наиболее почитаемый. Популярность культа Божией Матери связана в том числе с разнообразными чудесами, которые ей приписываются, — от излечения смертельно больных людей до спасения целых городов от иноземных захватчиков.
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? <…> К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь.
Молитва к Пресвятой Богородице
В православной традиции насчитывается более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери — «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» и многие другие. Все они имеют свою историю и связаны с первообразами, которые приписывают апостолу Луке. Тем не менее, в этом многообразии можно выделить несколько канонических типов изображений Пресвятой Богородицы — в зависимости от ее позы, жестов и одеяний. Они получение распространение после Третьего Вселенского Собора 431 года — тогда утвердилось почитание матери Иисуса Христа как Богородицы. С византийских икон делали списки (копии), которые, попав в новую среду, обрастали своими национальными чертами и легендами. К ним восходят наиболее почитаемые на Руси образы.

Самый древний из них — «Оранта», что в переводе с латинского означает «молящаяся». Первые изображения Богоматери в этом образе, которые находят в римских катакомбах II–III веков, обычно приписывают евангелисту Луке. Иконы этого типа изображают Богородицу в молитвенной позе, известной с библейских времен: в полный рост, с поднятыми и раскинутыми в сторону руками, раскрытыми ладонями наружу.

Самая ранняя Оранта на Руси появилась в киевском Софийском соборе в XI веке. Это мозаичное панно высотой в 5,45 метра. На нем Богоматерь предстает в синей тунике и золотом мафории — длинной накидке-платке. У золотого нимба над ней записаны греческие буквы ΜΡ ΘΥΜητερ Θεου — «Матерь Божия». Величественная и монументальная фигура получила название «Нерушимая стена» — от слов из 12-го икоса Акафиста к Пресвятой Богородице «Радуйся, отечеству нашему неизменный Покрове и Стено Нерушимая». Приписываемые ей заступничество и покровительство городам позднее проявились еще в одной известной Оранте — иконе «Покров Пресвятой Богородицы».
Фреска «Нерушимая стена» (Оранта). Собор Святой Софии, Киев, Украина
Фреска «Нерушимая стена» (Оранта). Собор Святой Софии, Киев, Украина
Другой древнейший тип изображения Божией Матери — «Одигитрия», в переводе с греческого — «Указывающая путь». На таких иконах Богородицу изображают по пояс: одной рукой она держит юного Иисуса, благословляющего смотрящего, а другой — указывает на него. По преданию, этот образ также написал Лука и первую Одигитрию поместили во Влахернский храм Константинополя. Поэтому ее стали называть Влахернской иконой — а один из списков этой Одигитрии хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

Считается, что одной из первых Одигитрий на Руси была Смоленская икона — приданое жены князя Всеволода Ярославича, дочери Константина IX Мономаха. Другая появилась в 1383 году в предместьях реки Тихвинка — Тихвинская икона Божией Матери. А в 1579 году явилась наиболее почитаемая в России Казанская икона Божией Матери — с изображением Богородицы в темно-коричневом мафории с обильно украшенным ассистом.
Казанская икона Божией Матери (Одигитрия). Елоховский собор, Москва
Казанская икона Божией Матери (Одигитрия). Елоховский собор, Москва
Девочка же, о которой мы рассказывали выше, стала копать в том месте, где была печь, а вслед за ней — и другие. И когда выкопали немногим более двух локтей — о, чудо — явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, почитаемый образ «Одигитрии» вместе с Превечным Младенцем, Господом и Богом нашим Иисусом Христом! Была обернута эта чудная икона рукавом однорядки ветхого сукна вишневого цвета. Сам же образ сиял дивным светом, как будто был недавно написан <свежими> красками. Грязь же не коснулась этого чудного образа, чему мы сами были свидетели.
Патриарх Гермоген, «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы», 1594
«Елеуса» или «Умиление» изображает Богородицу с младенцем Христом на руках, который прижимается к ее щеке и держится за край ее накидки. В греческой традиции этот тип чаще называли «Сладколюбящая» или «Сладколобзающая» — он отражает нежную и сердечную привязанность матери и сына. На Руси к «Умилению» относятся Владимирская, Донская, Старорусская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская и другие иконы Богоматери.
Владимирская икона Божией Матери (Елеуса). Храм святителя Николая в Толмачах, Москва
Владимирская икона Божией Матери (Елеуса). Храм святителя Николая в Толмачах, Москва
Самая узнаваемая икона Божией Матери — Владимирская — попала на Русь из Византии около 1130 года. Ее подарили киевскому князю Мстиславу Владимировичу. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес икону в Успенский собор Владимира — и так она получила свое название. В Москву владимирское «Умиление» перевезли в 1395 году для защиты от войск Тамерлана — и захватчики неожиданно обернулись вспять, не дойдя до города. Также иконе приписывают чудесные спасения Москвы от нашествий крымского хана Мехмед Гирея в 1521 году и ордынского хана Ахмата в 1480 году.
Боголюбская икона Божией Матери (Агиосоритисса). Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир
Боголюбская икона Божией Матери (Агиосоритисса). Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир
Тип «Заступницы» впервые появился при часовне Агиа Сорос и стал называться «Агиосоритисса». Богородицу запечатлели в повороте к Христу с молитвенным жестом заступничества за род человеческий. Наиболее известный русский образ Агиосоритиссы — явившаяся во сне князю Боголюбская икона. А на иконах «Всецарица» и «Державная», Печерская и Ярославская можно узнать образ «Всемилостивой» Богоматери, или «Панахранты». Она восседает на престоле и держит на коленях младенца Христа.
Печерская икона Божией Матери (Панахранта). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы по теме