КТО ТАКИЕ АКМЕИСТЫ?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
КТО ТАКИЕ АКМЕИСТЫ?
Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
«Акмеизм» происходит от греческого слова άκμη («акме»), которое означает «расцвет».
Акмеизм — это течение, сменившее символизм в литературе Серебряного века.

К концу 1900-х годов многим литераторам стало понятно, что символизм переживает кризис. Так, младосимволист Александр Блок в предисловии к поэме «Возмездие» писал: «1910 год — это кризис символизма, о котором тогда очень много писали и говорили — как в лагере символистов, так и в противоположном. В этом году явственно дали о себе знать направления, которые встали во враждебную позицию и к символизму, и друг к другу: акмеизм, эгофутуризм и первые начатки футуризма».

В культурном сообществе назревала необходимость создания новой литературной школы. В 1911 году Николай Гумилев и Сергей Городецкий решили объединить молодых творцов и создали «Цех поэтов». В кружок вошли Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Владимир Нарбут, Георгий Иванов, Михаил Лозинский, Михаил Зенкевич и другие поэты.

Уже на первых собраниях, по воспоминаниям Ахматовой, заговорили о необходимости «отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя… дать и название новому направлению». Вскоре появились предложения — «акмеизм» от греческого слова άκμη («акме»), которое означает «расцвет», и «адамизм», которое отсылало к имени первого человека. Остановились поэты на первом варианте.

Главным печатным изданием акмеистов стал литературно-художественный журнал «Аполлон». Прежде в нем публиковались символисты, но со временем последователи нового течения вытеснили предшественников.

На страницах «Аполлона» в 1913 году появились два манифеста акмеистов. В тексте «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев подчеркивал, что акмеизм не противопоставляет себя символизму, а продолжает его начинания, поскольку «символизм был достойным отцом». При этом поэт был убежден, что время символизма уже прошло. В том же был уверен и Городецкий, выпустивший статью под названием «Некоторые течения в современной русской поэзии». Однако в ней он осуждал современный ему символизм:
Акмеизм — это течение, сменившее символизм в литературе Серебряного века.

К концу 1900-х годов многим литераторам стало понятно, что символизм переживает кризис. Так, младосимволист Александр Блок в предисловии к поэме «Возмездие» писал: «1910 год — это кризис символизма, о котором тогда очень много писали и говорили — как в лагере символистов, так и в противоположном. В этом году явственно дали о себе знать направления, которые встали во враждебную позицию и к символизму, и друг к другу: акмеизм, эгофутуризм и первые начатки футуризма».

В культурном сообществе назревала необходимость создания новой литературной школы. В 1911 году Николай Гумилев и Сергей Городецкий решили объединить молодых творцов и создали «Цех поэтов». В кружок вошли Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Владимир Нарбут, Георгий Иванов, Михаил Лозинский, Михаил Зенкевич и другие поэты.

Уже на первых собраниях, по воспоминаниям Ахматовой, заговорили о необходимости «отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя… дать и название новому направлению». Вскоре появились предложения — «акмеизм» от греческого слова άκμη («акме»), которое означает «расцвет», и «адамизм», которое отсылало к имени первого человека. Остановились поэты на первом варианте.

Главным печатным изданием акмеистов стал литературно-художественный журнал «Аполлон». Прежде в нем публиковались символисты, но со временем последователи нового течения вытеснили предшественников.

На страницах «Аполлона» в 1913 году появились два манифеста акмеистов. В тексте «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев подчеркивал, что акмеизм не противопоставляет себя символизму, а продолжает его начинания, поскольку «символизм был достойным отцом». При этом поэт был убежден, что время символизма уже прошло. В том же был уверен и Городецкий, выпустивший статью под названием «Некоторые течения в современной русской поэзии». Однако в ней он осуждал современный ему символизм:
Борьба между акмеизмом и символизмом, если это борьба, а не занятие покинутой крепости, есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю. Символизм в конце концов, заполнив мир «соответствиями», обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он сквозит и просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще.
В своих манифестах Гумилев и Городецкий обозначили основные принципы нового течения. Главной целью акмеистов стало возвращение поэта в реальность. Они стали интересоваться осязаемым, существующим миром, тогда как символисты воспевали в своей поэзии нечто потустороннее и старались постичь тайны мироздания. Гумилев писал:
Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. <…> И он вправе спросить идущее ему на смену течение… какое у него отношение к непознаваемому. Первое, что на такой допрос может ответить акмеизм, будет указанием на то, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Второе — что все попытки в этом направлении — нецеломудренны. Вся красота, все священное значение звезд в том, что они бесконечно далеки от земли и ни с какими успехами авиации не станут ближе.
Для акмеистов мир перестал быть отблеском чего-то божественного, он стал ценным сам по себе. Поэты нового течения стали возвращать словам прямые, предметные значения.

Иллюстрирует концепцию акмеизма стихотворение Городецкого «Адам», опубликованное в «Аполлоне» в 1913 году почти одновременно с манифестами:
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы —
Вот первый подвиг.
Подвиг новый —
Живой земле пропеть хвалы.
Акмеисты так увлекались вещным миром, что и эмоциональные переживания лирического героя воплощали в осязаемых, видимых деталях. Часто этот прием встречается в творчестве Анны Ахматовой, например в стихотворении «Песня последней встречи»:
…Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
«Цех поэтов» распался во время Первой мировой войны. Несколько раз объединение пытались возродить, но старания были безуспешными. А после расстрела Николая Гумилева в 1921 году кружок акмеистов перестал существовать.
Материалы по теме