Православие на
Русь пришло из Византии, и ее культура оказала большое влияние на древнерусское зодчество. Первые русские церкви строились по образцу византийских, как, например, несохранившиеся Софийский собор и Десятинная церковь в Киеве. Точный облик многих храмов восстановить невозможно, но исследователи предполагают, что у них были сводчатые потолки и, вероятно, закомары.
Доподлинно известно, что в XI веке закомары уже были неотъемлемой частью крестово-купольных храмов, похожих в плане на крест с куполом посередине. Так изначально выглядел Успенский собор Киево-Печерской лавры. Его фасад завершался волнообразным рядом закомар, и каждая соответствовала нефу — вытянутому помещению, ограниченному колоннами.
На протяжении веков закомары были постоянным элементом фасада многих православных церквей. Они встречаются и в облике церкви Покрова на Нерли, и в экстерьере Успенского собора во
Владимире, и в фасадах других древних храмов. Со временем стали популярны два вида закомар: полукруглые и килевидные.
К XVII веку закомары были у большей части культовых зданий. Но такой принцип постройки рождал сложности: крыша повторяла очертания закомар, и в изгибах скапливались вода и снег, а из-за этого возникали протечки. И потому архитекторы стали чаще строить храмы с пологой крышей. Тогда же в Россию пришла эстетика барокко, и традиционные элементы древнерусского зодчества постепенно ушли в прошлое.
В XIX веке вошел в моду историзм, и зодчие стали возводить здания в псевдорусском стиле. Так закомары, наряду с другими элементами старинных построек, снова появились на фасадах. Например, килевидные закомары можно увидеть у храма Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме. А треугольные закомары — в экстерьере Покровского собора в Марфо-Мариинской обители.