ЛУЗГА́

ЛУЗГА́
Лузга — это скос между полями иконы и углублением в середине, где расположена основная живопись.
У многих икон на деревянной основе есть специальное углубление — ковчег, вытесанный на небольшую глубину. Он защищает доску от искривлений и позволяет оставить поля-возвышения, похожие на естественную раму. Небольшой скос между внутренней частью полей и ковчегом — это и есть лузга.

До наших дней не дошли точные данные о возникновении этого термина. Но в словаре Владимира Даля есть запись: «Глузг, лузг, лузга — смежение и закрепа двух мягких кромок: уголок глаза, у самого раздела век; кромка, шов у кулей, где две рогожи сшиты стык, смык». Также словом «лузг» в архитектуре обозначается стык между двумя стенами с внутренней стороны.

Кандидат философских наук Виктор Кутковой отмечал особое символическое значение лузги. Он сравнивал ее с формой церковного портала, который словно приглашает верующего войти в храм:
Ковчег самой лузгой, подрезанной под углом, своеобразно «распахивает» себя навстречу земному миру, в известной степени открывает горний мир для дольнего, и наоборот.
Лузга и ковчег встречаются еще на самых ранних образах. Например, они есть у древнейшей новгородской иконы «Апостолы Петр и Павел» XI века.

В разные годы и в разных регионах оформление лузги менялось. Мастера делали ее как пологой, так и под прямым углом, добавляли цветную обводку, золочение и орнамент. Новгородские иконописцы XV века часто наносили «белильную отводку» — белую линию по лузге. А старообрядцы Нижней Печоры нередко делали рамку из двух полос: белой и красной.

В XIX веке, когда в Российской империи развивался стиль ампир, в иконах части регионов появилась отличительная черта — золотой орнамент по киноварной лузге, как в палехской иконе «Богоматерь Боголюбская». Особое оформление лузги сложилось и в Сызрани в XVIII—XIX веках. Местные мастера делали широкую и пологую лузгу: они красили ее в темный цвет и поверх писали золотой или серебряный орнамент в виде цветков ромашки и завитков-трилистников.

Сегодня иконы создаются как с ковчегом, так и без него. Поэтому они могут быть как с лузгой, так и без. Современное оборудование позволяет делать скос идеально ровным: например, на специальном фрезерном станке можно выбрать фрезы с нужным углом наклона.
Материалы по теме