ЛИНÉЙНАЯ ПЕРСПЕКТИ́ВА

ЛИНÉЙНАЯ ПЕРСПЕКТИ́ВА
Линейная, или прямая, перспектива — это один из способов изображения пространства. Художник, который выбирает этот метод, выстраивает пространство на картине таким, каким его видит человеческий глаз.
Слово «перспектива» пришло в русский язык из латыни и в дословном переводе означает «ясно видеть» или «смотреть сквозь».

Еще в античные времена люди изучали способы построения пространства в изображении. Так, древнегреческий математик Евклид описывал линейную перспективу в своем труде «Оптика». Однако после падения Римской империи искусство на время пришло в упадок и мастерство реалистично изображать пространство было утрачено.

Вновь изучать методы построения пространства художники начали в эпоху Возрождения. Тогда же и закрепилось понятие линейной перспективы. Она предполагает, что все линии в пространстве картины сходятся в одной точке на горизонте. Исследователи считают, что первое изображение с использованием линейной перспективы в современном понимании создал итальянский архитектор Филиппо Брунеллески. В изучение линейной перспективы вклад внесли и другие знаменитые художники, например Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

В Европе линейная перспектива до конца XIX века считалась единственно верным способом изображения пространства. Однако в русском искусстве ее долгое время не использовали вовсе. В Средние века отечественные мастера писали иконы, а для иконописи характерна обратная перспектива. Но с развитием светской культуры живописцы стали изучать и линейный способ построения пространства. И первые русские светские художники, например Иван Никитин и Андрей Матвеев, уже использовали именно его.
Материалы по теме