ЭСТАМПÁЖ

ЭСТАМПÁЖ
Эстампаж — это особый способ перенесения рельефного изображения с каменных, бронзовых и других твердых объектов на бумагу. Термин произошел от французского еstаmраgе, что переводится как «отпечатывание надписей».
Эту технику обычно применяют ученые и любители древностей, чтобы зафиксировать и сохранить старинные наскальные рисунки и письмена с изваяний.

Чтобы сделать эстампаж, узор на памятнике очищают от пыли и грязи. Затем поверхность обильно смачивают водой и прикладывают к ней лист специальной бумаги. Бумага должна быть тонкой, хорошо повторяющей каждый завиток, но при этом достаточно прочной. Иногда вместо бумаги мастера используют ткань или пленку. Мокрый материал забивают в углубления специальными щетками, чтобы он полностью повторил рельеф.

На следующем этапе специалисты действуют по-разному. Многие работают специальным валиком, аккуратно покрывая выпуклости темной краской или тушью — тогда, после высыхания, углубления в бумаге остаются белыми и надпись становится легко читаемой.

Другие мастера покрывают первый слой еще несколькими листами и используют либо краску, либо клей. Такой эстампаж в результате напоминает объемный гипсовый слепок. В конце работы его легко отделить от поверхности, сохранив мельчайшие изгибы.

Исследователи считают, что первые эстампажи появились в Китае. Китайцы издревле возводили каменные и бронзовые изваяния. Надписи высекали повсюду: на могильных памятниках и на стелах, а поэты фиксировали в камне стихи. После изобретения бумаги в начале II века каменные произведения стали копировать с помощью эстампажей. Уже к V–VI столетиям эта техника покорила Китай, а позже стала популярна и в других странах.

В России одни из первых оттисков были сделаны в Южной Сибири. В XIX веке любители старины стремились максимально точно запечатлеть местные петроглифы, чтобы показать их столичным ученым. В статье Николая Попова от 1874 года упоминается, что в 1857 году енисейский губернатор Василий Падалка доставил в Петербург три копии Шушенского камня, снятые «точнейшим образом в натуральную величину посредством пропускной бумаги». С 1900-х годов этот метод стали применять повсеместно. Сегодня же эстампаж считается устаревшим: ученые перешли на высокоточные матрицы из силиконовых смол.

При этом классическую технику продолжают применять современные художники. Например, в 2018 году новосибирский мастер Эдуард Логинов показал на выставке «Голоса камней» эстампажи с петроглифами коренных народов Алтая.
Материалы по теме