БЕЛЫЙ СТИХ

БЕЛЫЙ СТИХ
В литературоведении белым стихом называют стихотворение, в котором отсутствует рифма. При этом белый стих обладает определенной звуковой организацией — то есть имеет четкий размер. Как правило, в нем по особой схеме чередуются ударные и безударные слоги.

Русский термин «белый стих» — это буквальный перевод французского выражения vers blanc. Оно было неточной калькой английского понятия blank verse, что переводится как «пустой стих».

Сама по себе рифма в поэзии появилась в V веке. Ее использовал в стихотворениях римский священник Седулий. Широко распространился этот прием во времена поэтов-трубадуров в X–XII веках. Более древние поэтические произведения, например народные песни и сказания или «Илиада» Гомера, были не зарифмованы, однако белыми стихами их назвать нельзя.

Белые стихи в современном понимании появились в XVI веке. Большой популярностью они пользовались у английских поэтов. Одним из первых намеренно отказался от рифмы Генри Говард в своем переводе поэмы Вергилия «Энеида». Вслед за ним такие произведения начали писать Уильям Шекспир и Кристофер Марло.

Белые стихи отличаются от просто безрифменных тем, что их авторы намеренно отказались от рифмы. А древние поэты писали так, потому что не использовали рифму вовсе.
Плачь, Венера, и вы, Утехи, плачьте!
Плачьте все, кто имеет в сердце нежность!
Бедный птенчик погиб моей подружки,
Бедный птенчик, любовь моей подружки.
Римский поэт Катулл, конец I века до н. э.
У бурных чувств неистовый конец,
Он совпадает с мнимой их победой.
Разрывом слиты, порох и огонь,
Так сладок мёд, что наконец и гадок.
Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта», конец XVI века
В России первые белые стихи писали христианские богословы XVII века, в частности языковед Мелетий Смотрицкий. Однако популярны такие произведения стали лишь в конце XVIII века. Поэт и филолог Василий Тредиаковский называл рифму «детинской сопелкой» и предлагал вовсе отказаться от нее.

В XIX веке русские поэты, в том числе Николай Гнедич и Василий Жуковский, писали белыми стихами, когда подражали размерам античных авторов. Александр Пушкин, подобно Уильяму Шекспиру, отказался от рифмы в драматургических произведениях — «Маленьких трагедиях» и «Борисе Годунове».

Поэты Серебряного века, например Александр Блок и Анна Ахматова, использовали белые стихи для стилизации под сочинения античных поэтов. А в советское время в такой стихотворной манере писал Эдуард Багрицкий. Ей же пользовался в переводах пьес Шекспира Борис Пастернак.
Материалы по теме