АНТИРОМА́Н

АНТИРОМА́Н
Антироманом называется произведение, написанное вопреки правилам традиционных романов. Это слово произошло от французского antiroman.
В современной литературе этот термин ввел в употребление Жан-Поль Сартр: в предисловии к «Портрету неизвестного» Натали Саррот он охарактеризовал произведение как un anti-roman. Некоторые восприняли это как нововведение, однако термин «антироман» использовал еще в 1633 году Шарль Сорель, назвав так исправленное издание своего романа «Сумасбродный пастух».
Жанр «антироман», или «новый роман», в итоге закрепился за работами французских писателей-модернистов середины XX века — Сэмюэля Беккета, Алена Роба-Грийе, Натали Саррот и других. Его элементы также можно найти в произведениях британской писательницы Вирджинии Вулф и ирландского автора Фланна О'Брайена.

Подобная проза не содержит четких характеристик. В антироманах могут отсутствовать связный и линейный сюжет, внятная концовка, хронологическая последовательность, реалистические описания общества, главный герой, диалоги и другие классические элементы романа.
В антиромане интерес читателя поддерживается за счет обмана ожиданий. Антироманы варьируются по сложности.
Произведение отечественного писателя Владимира Набокова «Бледный огонь» исследователи называют ярким примером антиромана. Оно представляет собой 999-строчное стихотворение вымышленного поэта со множеством литературных отсылок и примечаний вымышленного редактора.
В статье использованы отрывки из книги Генри Рассела «Главное в истории литературы».
Материалы по теме