Республика Тыва

Тувинское горловое пение хоомей — музыкально-поэтический вид вокального музицирования, заключающийся в одновременном исполнении выдержанного низкого звука и мелодий-призвуков, создающих эффект многоголосного пения одним исполнителем. Хоомей по праву считается культурным брендом и звуковым маркером Тувы. Структура тувинского хоомея, как правило, двухчастна — состоит из мелодико-текстового зачина и двухголосного эпизода.

В тувинском хоомее исполнители отчетливо различают 3 базовых стиля (вида) сыгыт, хоомей, каргыраа. Каждый из них имеет свой тембр, регистр, ряд субстилей (древних подвидов — буга хоомей, опей хоомей, кожагар каргыраазы, даг каргыраазы, канзып, кумзатитаар, чыландык, а также современных) и множество приемов.
• «Хоомей» — название искусства связывают звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хөө, хөөзү.

• «Сыгыт», что значит «свист», ассоциативен звуковому образу пущенной стрелы либо пению птицы.

• «Каргыраа» — название исусства, досл. «хрип», низкий по тембру звука; сравним с гулом камнепада, ветра в горах.

• «Эзенгилээр», что значит «стремена», звучит, как двойной звон, а иногда и тройной. В воображении поющего — это образ звенящих стремян скачущей лошади.

• «Борбаннадыр» значит «круглый, перекатывающийся»; он похож на звучание воды в горной реке, клокотание ее в горных порогах.
О Туве, ее самобытной культуре, уникальной природной красоте узнают через хоомей. Его возникновению, развитию и популяризации способствуют хоомейжи — народные исполнители, носители этой уникальной традиции тувинского народа.

Учеными выявлено 8 исполнительских школ тувинского хоомея. Одним из самых известных хоомейжи, основателей Сут-Хольской школы исполнительства является Ооржак Хунаштаар-оол Сурун-оолович (1932−1993) из м. Мунгаш-Ак Барун-Хемчикского района. К музыке приобщился с детсва, прислушиваясь к пению отца — чабана-охотника и отличного хоомейжи Ооржака Торе-Кежи. Хунаштаар-оол Ооржак — лауреат многих смотров, конкурсов и фестивалей народного творчества в 1973 году на международном научном симпозиуме в Алма-Ате (Международная музыкальная трибуна стран Азии по линии Международного музыкального совета ЮНЕСКО) песня «Алаш» в его исполнении была включена жюри экспертов в 16 лучших произведений стран Азии.
В условиях растущей глобализации остается приоритетным вопрос сохранения аутентичных, подлинных форм тувинского хоомея. Вместе с ростом популярности, к сожалению, приходится отмечать большое количество спекуляций вокруг тувинского горлового пения, что влечет за собой искажение тувинской фольклорной аутентичной музыки. Искусство хоомея нуждается в бережном отношении и охране от чрезмерной коммерциализации и превращения в масскультуру.

По данным Международной Академии «Хоомей» в Туве насчитывается около 1 тыс. хоомеистов, в том числе 30 женщин-хоомеисток. Они вносят свой вклад в создание привлекательного культурного имиджа Республики Тыва, позиционируя ее во всем мире. Наиболее выдающимся исполнителям присуждается государственная награда «Народный хоомейжи Республики Тыва», учреждаемая с 1992 года. Сегодня данный статус имеют 31 хоомейжи.

Начиная с конца 1980-х годов оборот набирает ансамблевое исполнение. Так, в настоящее время в Туве стабильно функционируют более 40 ансамблей хоомея, в числе которых 1 — женский («Тыва кызы»). На рынке музыкальной индустрии тувинские фольклорные музыкальные коллективы стали весьма успешными и востребованными. За три десятка лет самые известные коллективы: «Тыва», «Хун-Хурту», «Ят-Ха», «Чиргилчин», «Алаш», «Тыва кызы», «Одучу», «Медээ-Хаан», а также отдельные исполнители записали большое количество дисков, имеют многочисленные профессиональные престижные награды на мировых конкурсах, фан-клубы и подражателей по всему миру.
Главное изображение: Буддийский молитвенный барабан, Кызыл, Республика Тыва
Фотография: Вячеслав Зеленин / фотобанк «Лори»
© 2022 Минкультуры России. Все права защищены.