Тюменская область

Культурно-просветительский проект «Создавая историю»

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Народные художественные промыслы и ремесла — важная часть культурного наследия, которая передается от поколения к поколению, предоставляя возможность современному человеку изучать историю прошлого и создавать настоящее.

Фильм «Создавая историю» — трилогия, в которой впервые рассмотрен вопрос о преемственности опыта мастеров с трех разных позиций: художественные промыслы и ремесла как профессия, как хобби, и как призвание.

«Было желание показать не только как мастера работают, но и отразить их эмоциональную и внутреннюю составляющую, — говорит автор идеи и режиссер фильма Иван Кармацкий. — Чем они вдохновляются, какие чувства испытывают, когда создают изделие. Я думаю, что у нас получилось передать желаемое».

В документальном проекте сформирован новый паттерн, цель которого — закрепить в сознании людей мысль о важности традиционных промыслов и ремесел в формировании истории и культуры, а также показать их значимость под кинематографичным и креативным углом.

Проект создан Музейным комплексом им. И.Я. Словцова в Тюмени при грантовой поддержке Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры».

Тобольская резная кость

Тобольская резная кость — уникальное достояние Тюменской области, получившее известность в России в XIX веке с открытием нескольких частных мастерских, а в Европе — после Всемирной выставки 1900 года в Париже.

Ассортимент изделий, которые изготавливались тобольскими мастерами, поражает многообразием. Это всевозможные шкатулки и коробочки, пудреницы, броши, веера, чернильные приборы, пресс-папье, ножи для бумаги, портсигары и другие изделия. Столь же разнообразна и техника резьбы: плоская, рельефная, ажурная.

Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. Значительное место в творчестве тобольских мастеров занимают образы представителей северных народностей Западной Сибири и сценки из их жизни. Наряду с миниатюрными станковыми произведениями в тобольской резьбе по кости, получают распространение силуэтные композиции, названные «гонками» или «поездками»: они изображают северянина, едущего в нартах на оленях или собаках, или заарканившего вставшего на дыбы оленя.

Искусство тобольской резьбы по кости — явление живое, видоизменяющееся, но на всех этапах своего развития говорящее о любви к фольклору и народным истокам, о вечных ценностях.

Тюменский ковер

Тюменский традиционный махровый ковер — самобытный промысел Сибири, история которого уходит вглубь XVII столетия. Ручное надомное ковроткачество было широко распространено во всех уездах Тобольской губернии.

Крупнейшим центром ковроткачества считался Тюменский уезд, поэтому ковровый промысел получил название «тюменский». Наиболее древними рисунками ковров были всевозможные геометрические орнаменты. В середине XIX века геометрический орнамент был вытеснен растительными узорами на черном фоне, изображающими разнообразные цветочные гирлянды и букеты. Черный фон ковра символизировал сибирскую плодородную землю, а сочетание черного и красного цветов — могущество и богатство. Тюменский ковер этого периода можно увидеть на картине великого русского художника В.В. Сурикова «Взятие снежного городка», написанной по материалам его путешествий по Сибири.

Тюменские ковры участвовали во всех крупнейших российских художественно-промышленных выставках: в Нижнем Новгороде, Кургане, Омске. На всемирной выставке 1900 года ковер, вытканный крестьянкой из села Каменка Тюменского округа, получил Гран-при — большую золотую медаль.

Ковры ткали из коровьей или овечьей шерсти, которая была наиболее прочной. Благодаря длинному ворсу, тюменские ковры были очень теплыми, что особенно ценилось в Сибири.

Искусство ручного ковроткачества, пережив периоды расцвета и угасания, до сегодняшнего дня сохранилось в традиционной форме его выражения.

Деревянное зодчество Тюмени

Деревянное зодчество — уникальное явление в русской культуре. На Руси испокон веков строили из дерева. Этот доступный и податливый материал служил человеку на протяжении всей жизни — из дерева изготавливали как различные бытовые предметы, так и само жилище. С принятием христианства на Руси появляется белокаменное строительство храмов, позже из камня возводят палаты для князей и царей. Но дорогостоящее каменное строительство велось только в крупных центральных городах, а на остальной территории России вплоть до XX века главным материалом зодчих оставалось дерево.

Из него строили дома — им же и украшали. Использование деревянной резьбы в декоре домов стало широко применяться во второй половине XIX века. Декор многих деревянных домов в Тюмени по характеру пластики близок золоченой иконостасной резьбе. Случайности в этом нет — в Тобольской губернии с XVII по XIX век возводилось немало храмов. Резные работы и золочение в них вели как местные мастера, так и приглашенные из столицы. И если изначально резчики выполняли в основном иконостасы, то во второй половине XIX века акцент сместился на гражданскую архитектуру. Скорее всего, и тем и другим занимались одни мастера.

В это время только состоятельные люди могли позволить себе построить дом, богато украшенный резьбой. Стоимость украшения иногда выходила дороже, чем само строительство. С особым вниманием украшали наличники окон и парадное крыльцо, выходящие на улицу. Наличники одного дома отличаются друг от друга: на главном фасаде — самые красивые, на боковом — скромнее, и на дворовом — простые, с меньшим количеством резных деталей.

В Тюмени преобладает три вида деревянной резьбы: объемная накладная, глухая и пропильная. Все эти виды можно встретить на улицах города и сегодня.

Визитной карточкой богатого тюменского дома является объемная накладная резьба, где все детали будущей композиции выполняются мастером по отдельности, а затем набиваются на доску-основу. Основные элементы декора здесь — цветочные и фруктовые мотивы. Иногда на наличниках встречается изображение шишки, которое, вероятно, возникло под влиянием орнаментов коренных народов и сибирской природы.

Особую роль на наличнике играет изображение свитка. Этот элемент появляется в декоре не просто так. Первоначально он имел одну задачу — показать, кто живет в доме. Такие свитки украшали дома людей, имеющих отношение к государственной службе. Это прообраз старинной царской грамоты, закрученной в свиток.

Объемной резьбой украшены наиболее значительные памятники деревянного зодчества Тюмени, расположенные в центральной исторической части города. Среди них дома известных купцов Иконниковых — Колокольниковых, где сегодня располагается музей. Это настоящие жемчужины в архитектуре города.

Не менее популярным в декоре домов было использование глухой или плоскорельефной резьбы, самой старшей по своему происхождению. Она выполняется путем углубления фона. Сначала так украшали бытовые предметы, а затем карнизы и наличники домов. Тюменская глухая резьба сдержана, рельеф невысок. В декоре преобладают геометрические орнаменты с изображением солнца, травяные узоры, часто встречается мотив занавеса с кистями.

Пропильную резьбу в Тюмени чаще всего использовали для украшения венчающих форм — фронтонов, башенок, карнизов здания. Эта резьба создавалась путем выпиливания сложных рисунков, напоминающих кружево. Сохранилось не так много домов, украшенных пропильной резьбой, но и их можно встретить сегодня на улицах Тюмени.
Главная фотография: Сергей Буторин / фотобанк «Лори»
© 2022 Минкультуры России. Все права защищены.