Ставропольский край

На Ставрополье сложилась особенная историко-культурная традиция, которая органично соединила в себе элементы южнороссийской, украинской, казачьей (терской, кубанской, донской) культуры, северокавказских народов, в разные исторические периоды заселивших территорию Ставропольского края. В 2021 году исполнилось 245 лет со дня основания Азово-Моздокской оборонительной линии, которую исторически заселяли волжские и хоперские казаки.

Учитывая, что история Ставрополья более двух столетий неразрывно связана с казачеством, самобытная казачья культура стала неотъемлемой частью единого культурного пространства края. На территориях, где испокон веков проживали казаки, традиционно сильны их традиции и сохраняются культурные ценности, ведь казачий уклад жизни — это не только ратное дело, быт казаков всегда был наполнен красивыми обычаями, песнями и рассказами.

Могучая лирика казачьего фольклора является основополагающей темой народного художественного творчества Ставрополья. Здесь переплелись вековые фольклорные традиции казаков юга России — Дона, Терека, Кубани и Запорожья. Своеобразный быт и служба формировали особую песенную и певческую культуру русского воинства. В казачьих песнях переплетаются русские, украинские и кавказские музыкальные традиции. И, конечно, казачья духовная культура золотой нитью вплетена в творчество многих танцевальных ансамблей.

Уникальность народной культуры Ставрополья

Одним из ярчайших явлений в культуре Ставропольского края является уникальная этническая группа казаков-некрасовцев, чье самобытное культурное наследие, без преувеличения, — особый пласт в многоголосии культур Северного Кавказа и всей России.

Непростая история донского казачества своими корнями уходит к далекому XVIII веку, когда Игнат Некрасов, поднявший казаков Верхнего Дона и «новопроходцев» (беглых крестьян из Центральной России) на защиту вольностей и свобод против императора Петра I, после разгрома восстания и гибели Булавина, увел казаков за границу. Поселившись в Турции, казаки создали автономную общину, управляемую кругом и атаманами. В сентябре 1962 года по договоренности между Турецким и Советским правительствами на жительство в СССР переселились 999 человек. Первых переселенцев принимала Левокумская земля.

Живя около 300 лет вне своей этнической и языковой среды, казаки сохранили самобытную традиционную русскую культуру: язык, национальную и религиозную идентичность, уклад жизни (быт, ремесла), костюм, фольклор. Творчество некрасовцев представляет этнографический ансамбль «Некрасовские казаки» и детский ансамбль «Некрасовские казачата». Сохраняя песни и сказки, древние иконы и рукописные книги, они берегли свои исконные духовные ценности, благодаря чему и выстояли. По своей уникальности община сопоставима с теми редчайшими этническими группами, которые взяты под охрану ЮНЕСКО.

Заслуживает внимание и открытие в крае в 2013 году своеобразного туристического кластера «Левокумье» — этнодеревни казаков-некрасовцев и христиан молокан. В рамках услуг туристического объекта этнографический туризм с полным погружением в быт допетровской эпохи, культурно-познавательный и событийный туризм, знакомство с народными промыслами и ремеслами, фольклором, традиционной кухней.

На память об этой уникальной культуре руками казачек-мастериц изготавливаются сувениры — некрасовские куклы.

Ставропольский край — уникальная территория, объединившая различные этносы и вероисповедания. Сегодня более 100 национальностей в мире и взаимопонимании проживают в крае, сохраняя и обогащая народную культуру: армяне, греки, ногайцы, даргинцы, туркмены, карачаевцы, татары и другие.

Многонациональность, безусловно, обогащает этническую картину Ставрополья, ибо каждый народ привносит в нее яркие краски своей культуры. За последние годы в крае накоплен немалый опыт этническо-культурной консолидации, сохранения и развития богатого культурного наследия народов, проживающих на его территории.
Более 200 лет развивается декоративно-прикладное искусство в Ставропольском крае.

После того, как из крепости Ставрополь стал уездным городом, край начали активно осваивать русские переселенцы из средней полосы России — Воронежской, Рязанской губерний, из Украины. Переселенцы везли с собой свои традиции в изготовлении предметов быта: разные приемы вышивок, кружевоплетения, изготовления предметов из дерева. В среде казачества издавна занимались обработкой кожи и металла — изготавливали оружие, конскую упряжь. Так же распространенными у казаков были такие ремесла как гончарное ремесло, лозоплетение. Все эти традиции продолжают мастера декоративно-прикладного творчества Ставропольского края.

Кроме того, народные умельцы Ставрополья создают произведения декоративно-прикладного творчества в самых разнообразных направлениях: керамика, батик, художественная обработка дерева и кожи, декупаж, народная кукла, вязание, витражная роспись, бижутерия, тестопластика, гончарные изделия, точечная роспись, художественная ковка, вышивка, анепластика, литье из бронзы и другие.

Исторически здесь развивались промыслы и ремесла горских народов. Трудно представить жизнь и культуру кочевых народов, населяющих восточную зону Ставропольского края, без войлока. И сегодня сохранились мастера, владеющие таким древним ремеслом, как изготовление войлочных ковров — кийзов.

Но сегодня это ремесло приобрело современное звучание. Мастерицы с удовольствием осваивают войлоковаляние, создают настоящие шедевры, дают мастер-классы. Изделия из войлока — это уже не только валенки, жилеты или бурки, которые носили наши предки, но и яркие, декоративные тапочки, шапки, аксессуары.

Ставропольский край — это особая глава культурной жизни России. За долгую историю курортного региона его радушие, гостеприимство и красота пришлись по душе многим. Здесь можно услышать задушевные русские песни, зажигательные кавказские ритмы, насладиться всей богатейшей палитрой народного творчества, которыми всегда был славен многонациональный край.

Костюм казаков-некрасовцев

Мужской традиционный костюм — рубаха, штаны (порты), бешмет. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали тонким поясом из шерстяной нити. Порты (штаны), нижний край и все швы обязательно украшались вышивкой, которая также являлась оберегом. Обыденные порты шили из холста белого или крашеного или из грубой шерстяной ткани. Праздничные порты были обязательно красного цвета.

Бешмет служил верхней одеждой. Он представлял собой одежду длиной чуть выше колен или до колен, с подрезной по талии спинкой, прямыми цельными полами, застегивавшимися до талии на крючок, с боковыми клиньями. Рубаха имела туникообразный крой без плечевых швов. Она состояла из 5 деталей: стана, бочков, ластовок и лыла. Ворот праздничной рубахи украшался наставкой из другой ткани, на которой делалась вышивка мелким крестом. Вышивка выполнялась в красно-черно-желтых тонах и делалась очень плотно. Все швы, соединяющие детали рубахи и штанов сшивались при помощи игольного кружева, которое выполнялось разноцветными нитками. Обтачки на рукавах и штанинах также украшались вышивкой. В настоящее время традиционная некрасовская вышивка полностью утеряна. Воротник всегда был стоячим, рукава — узкими и длинными.

Женская рубаха казаков некрасовцев представляет собой тип допетровской женской одежды. Его носили все женщины до начала XVIII века. Рубаха имеет туникообразный покрой, состоит из чехлика, рукавов, стана. Причем рукава, стан всегда шились из более красивой дорогой ткани, а чехлик — старой, более мягкой и теплой, так как сверху закрывался балахоном. На верхнюю часть чехлика пришивается накладка. Воротник «обводится» тонкой скрученной черно-желтой нитью. Из широкого плетенного шнура «гайтана», из желтой и черной шелковой нити делается петля. По красной обложке делается вышивка желтой нитью «кокурышками» — мелким крестом в шахматном порядке. Раньше вместо манжетов была красная обтачка, позднее манжеты также украшались вышивкой. Между рукавами и чехликом пришивалась ластовица. Очень часто отделка нашивалась и использовалась по нескольку раз. Она требовала прилежания и кропотливой работы. По поверью, нечистая сила не могла ни войти, ни выйти через отверстия, защищенные рукотворным декором, поэтому в женской одежде на Руси тщательно украшались ворот, рукава и подол одежды.
Главная фотография: Сергей Фролов / фотобанк «Лори»
© 2022 Минкультуры России. Все права защищены.