Орловская область

Орловщина — древний край с героической историей, богатыми культурными традициями и уникальными достопримечательностями, самобытный регион в сердце коренной России.

По словам нашего великого земляка Николая Семеновича Лескова, Орёл «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины ни какой другой русский город». С этим трудно не согласиться — здесь родина писателей и поэтов И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева, А.Н. Апухтина, А.А. Фета, художника Г.И. Мясоедова, композитора В.С. Калинникова. С Орловским краем неразрывно связаны жизнь и творчество Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, М.М. Пришвина.

Визитной карточкой Орловской области является Государственный мемориальный и природный музей-заповедник Ивана Сергеевича Тургенева «Спасское-Лутовиново». Усадьба была для Тургенева не просто родовым гнездом. В свое «Лукоморье», как он называл эти края, Иван Сергеевич неизменно возвращался из странствий по Европе. И знаменитые липовые аллеи до сих пор бережно хранят память о великом певце русской земли. Парк в усадьбе Тургенева сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.

Ежегодно проходят Тургеневские праздники — музыкально-театрализованные представления в усадьбе Спасское-Лутовиново и ландшафтном сквере «Дворянское гнездо» в городе Орле, где по преданию когда-то находился дом героини одноименного романа писателя — Лизы Калитиной.

Сохранение материального и нематериального культурного наследия России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития региона является одной из главных задач сферы культуры.

С историей и культурой Орловщины тесно сплетаются народное искусство и народные традиции.

Традиционный ежегодный Международный фольклорный праздник «Троицкие хороводы
в Орловском полесье»

Один из наиболее важных проектов, ставший своеобразным символом духовного возрождения России, по праву является главным праздником не только для Орловщины. Задуманное изначально как мероприятие областного масштаба, вскоре оно стало популярным далеко за пределами Орловского края.

Воронежская, Курская, Брянская, Тульская области, Краснодарский край, Беларусь и Донецкая народная Республика — вот далеко не полная география участников «Троицких хороводов».

XXIII Международный фольклорный праздник «Троицкие хороводы
в Орловском Полесье» пройдет в 2022 году на троицком лугу села Льгов Хотынецкого района Орловской области, где народные гуляния традиционно проводились с 1626 года.

Главные цели праздника — возрождение и сохранение фольклорно-этнографических традиций чернозёмной зоны России, популяризация празднования Дня Святой Троицы.

Гостей ждет разнообразная творческая программа: реконструкция традиционного троицкого обряда «Завейся, Березка»; «Русская деревня» — зона 27 подворий муниципальных образований, представляющих народные традиции; выставка народных промыслов и ремесел «Ремесленный Посад»; выставка изделий декоративно-прикладного искусства «Троицкий сувенир»; локальные интерактивные площадки «Девичьи секреты», «Орловская плясовая»; «Этно-спорт», «Казачья сторонушка», «Молодецкая»; молодежный баттл-перепяс «Эх, разгуляйся русская душа!», детская развлекательная площадка «Сказочное Лукоморье» и многое другое.

Кульминацией праздника станут выступления творческих коллективов на двух сценических площадках, представляющих аутентичный и стилизованный фольклор.

Подробная информация о XXIII Международном фольклорном празднике «Троицкие хороводы в Орловском Полесье» в официальной группе «ВКонтакте».

Неподалеку расположен народный музей села Ильинское, где гостей тепло и радушно встречает фольклорный ансамбль «Калиновый садок» традиционными фольклорными песнями своей местности.

Немало удивительных открытий для истинных ценителей истории Отечества преподносит орловская старина. Например, древний город Орловской губернии Болхов — «младший брат Суздаля».

Славится Орловская земля и народными талантами. Мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют старинные ремесленные традиции. На территории области сохранились и развиваются такие виды народного искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки, изготовление глиняной чернолощеной посуды, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.

Музыкальное наследие Орловщины

В одной из своих книг краевед и исследователь Павел Васильевич Сизов написал:
Литературная слава Орловского края не только не умаляет его престижа в области развития других видов искусства, но и во многом предопределяет и объясняет их самобытный рассвет на нашей земле. Орловщина в силу исторического развития и географического положения оказалась на перепутье «музыкальных маршрутов и звучащей летописи России.
С орловской землей в разной степени связаны жизнь и творчество многих выдающихся музыкантов, композиторов, общественно-музыкальная деятельность которых известна далеко за пределами края — М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.И. Танеева, А.С. Аренского. Орловщина является родиной братьев Калинниковых — композитора и педагога-дирижера; композитора и дирижера А.И. Юрасовского.

Величайшим богатством земли орловской являются сохраненные до наших дней исконно русские традиции, фольклор, народное музыкальное и хореографическое наследие.

Здесь родился первый профессионал-собиратель устного народного творчества Павел Иванович Якушкин. Энтузиаст и знаток народной поэзии, сделал свои первые записи народных песен в родном селе Сабурово Малоархангельского уезда Орловской губернии.

Здесь провел многие годы жизни Петр Васильевич Киреевский. Им создан выдающийся памятник русской и мировой культуры — знаменитое Собрание народных песен. Сюда, в Киреевскую слободку, — орловское имение Павла Ивановича, — присылали записи народных песен Пушкин, Гоголь, Даль, Кольцов, приезжал Тургенев. Он ездит в славянские земли, обращается к фольклористам славянских стран, изучает историческое прошлое народа, стремится найти всю русскую историю в песнях.

И сейчас на Орловщине можно слышать все жанры устного народного творчества, особенно старинные песни.

Народные исполнители щедро одаривали собирателей, исследователей рассказами о старинных праздниках и обрядах, песнями своего детства и молодости — колыбельные, игровые заклички, лирические, рекрутские, свадебные, хороводные, покосные, плясовые, величальные. Демонстрировали и дарили уникальные костюмы и предметы крестьянского быта. А песни Орловского края: «Горы воробьевские», «Ишёл Ванюшка лужочком», «Взайди, взайди солнце», «На взморью мы стояли», «Калинушка с малинушкой», «Соловей с кукушечкой», «В чужих людях не по-нашему» в исполнении Орловского областного центра культуры под руководством Т. Галкиной, ансамблей «Каравай» (Орловской государственной филармонии), «Калиновый садок» (с. Ильинское Хотынецкого района), «Красавушки» (Троснянский район), «Беседушка» (Дворца культуры профсоюзов) и многих других фольклорных коллективов нашей области получили свою вторую жизнь.

Идет время, но память народная хранит духовную культуру своих предков.

Народные промыслы и ремесла
Орловской области

Ливенская гармонь
…По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.


Сергей Есенин
Далеко за пределами Орловской области известна гармошка ливенка — один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».

Изобретена ливенка была в 1830—1940 годов для исполнения народных песен, в основном — плясовых. В период с 1860 по 1870 годы ливенские мастера усовершенствовали, производимые в Туле немецкие гармоники, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции. Теперь при жиме и разжиме мехов исходил звук одинаковой высоты.

Традиционно на ливенке на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся в свою очередь из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» — одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2−3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2−3 клавиши, настроенные по 2-й или 1-й малой октавах — по договоренности с заказчиком — и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан — писчик, настроенный во второй октаве.

Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. Размеры гармоник были различными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры — 22−30 см. высоты и 8−9 — ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным и был увеличен за счет количества борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров. Ливенка — самая длинная гармошка в мире!

Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках.
Мценский кружевной промысел
Искусство плетения кружева на коклюшках пришло в Россию из Западной Европы. Во второй половине XVIII века развитие кружевного промысла в стране поддерживалось на государственном уровне.

Кружевные мастерские, обеспечивающие нужды хозяев, создаются в помещичьих усадьбах.

Есть свидетельства о том, что в конце XVIII — первой четверти XIX вв. рядом со Мценском располагалась мануфактура по производству кружев помещицы Протасовой. Можно предположить, что производство осуществлялось следующим образом: крепостные крестьянки обучались кружевоплетению, после чего получали материал — нитки и сколки. Работу осуществляли на дому. По окончании — сдавали готовые изделия и получали вознаграждение.

Осуществлять работу на мануфактуре могли мценские мещанки и однодворки.

В 1849 году мценский городничий оставил такое свидетельство: «Страсть же плести кружева с утра до ночи повсеместно здесь замечается, заставляет многих, можно сказать, самою большую половину женщин и даже из богатых семейств вести сидячую, комнатную жизнь».

В 1899 году княгиня А.Д. Тенишева во Мценске открыла школу кружевниц для девочек 8−12 лет, где они также обучались грамоте, основам рисунка, а спустя четыре года в кружевном производстве были задействованы уже 262 мастерицы.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году образцы продукции мценских мастериц были удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.

Исследователи и знатоки кустарных промыслов отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким и ажурным. Отличительной особенностью мерного многопарного мценского кружева было активное использование архаичных геометрических мотивов и воздушных фоновых решёток. Выплетали местные мастерицы и золотосеребряное кружево на заказ.

Нередко в столичных магазинах мценские кружевные изделия выдавали за европейские.

Мценский кружевной промысел перестал существовать после 1917 года, но его традиции продолжают современные орловские и мценские кружевницы.

Благодаря организаторским способностям кружевницы, педагога, народного мастера России Савенковой Нины Гавриловны Мценская школа кружевниц снова открыла свои двери для талантливых девочек в 1992 году. В настоящее время Школа является филиалом Мценской детской художественной школы. Секретам старинного мастерства там обучают педагоги — народный мастер России Архипова Ольга Львовна и народный мастер России Шалыгина Анна Алексеевна.

Орловские кружевницы — члены международной ассоциации Игольного и коклюшечного кружева, лауреаты и дипломанты международных фестивалей кружевоплетения.
Орловский спис
Спис — уникальная традиционная вышивка Орловской области. Использовали эту технику для вышивания обрядовых полотенец, реже скатертей, а начиная с 30-х годов ХХ века и постельного белья.

Наибольший интерес представляют, дошедшие до наших дней благодаря традиции копирования, архаичные сюжеты этой вышивки: древо жизни, птица-пава, лягушка-рожаница. Плавные текучие изгибы контура списовых узоров сочетаются с чёткими линиями орнаментальных заполнений (бранки).

Списовое шитье представляет собой сочетание большого разнообразия швов (тамбурный, стебельчатый, «вперед иголку») и технических приемов («набор», двухсторонний крест, счетная гладь).

Для работы использовали нитки домашнего прядения и крашения красного, чёрного и зелёного цветов. В ХХ веке стали применять нитки мулине, и цветовая гамма вышивки стала более разнообразной.

Вышивая цветущие деревья, плывущие по небу облака, птиц с роскошными хвостами, «небесные сады», мастерицы мечтали о тёплом лете, о богатом урожае, о большой счастливой семье.

В настоящее время в Орловской области в этой технике работают семь вышивальщиц, создавая как копии подлинников конца XIX — начала XX веков, так и авторские произведения.

Народный мастер Орловской области Зоя Владимировна Воропаева еще будучи маленькой девочкой, вместе с мамой, Валентиной Константиновной Воропаевой, отправлялась в этнографические экспедиции по селам и деревням Орловской области в поисках живых носителей традиционной народной культуры.

Результатом такого увлечения стала работа Зои Воропаевой преподавателем декоративно-прикладного искусства в Доме пионеров имени Гагарина в Орле, занятия народными ремеслами с детьми в любительской студии, сотрудничество с Орловским государственным институтом искусств и культуры, помощь в организации музея при областной Станции юных туристов.

Пообщавшись в экспедициях (в селах Домнино, Золотарево, Бакино, Красная Звезда) со старушками-вышивальщицами, изучив вышивку «изнутри», Зоя Владимировна создаёт авторские произведения, которые сложно отличить от этнографических образцов.

Замечательно, что Воропаевой есть кому передавать свой богатый и уникальный опыт. Многие знакомые и коллеги отмечают еще и талант педагога нашей вышивальщицы, оживившей для современников многовековую традицию.

Недаром Зоя Владимировна и ее ученицы уже давно и успешно участвуют в выставках разного уровня и научно-практических конференциях, которые собирают фольклористов и этнографов со всей России.

Использованы материалы — © Ирина Крахмалева, © www.infoorel.ru
Народная глиняная игрушка Орловской области
Рядом с деревней Плешко́во, что в Ливенском районе Орловской области, расположено богатое месторождение глины. Она обладает уникальными свойствами, имеет разнообразную окраску слоев, в ее состав входят редкие минералы. Характерные «фирменные» блёстки плешко́вской глине придают вкрапления минерала меллита. Плешковские однодворцы издавна занимались ремеслом, делали посуду, печные трубы. Из плешковских кирпичей сложены все здания довоенной постройки в Ливнах.

Но знаменита деревня Плешково прежде всего своими глиняными игрушками-свистульками.

Плешко́вская игрушка проста, архаична: фигурки статичны, детали едва намечены. В сюжетном отношении она не отличается многообразием. Чаще всего лепили коней, коней с седоком, коров, петухов, кур, уток. А самый распространенный сюжет — баба или барыня со свистком. Натурализм изображения не являлся целью народного умельца. Мастера стремились к обобщённой передаче образа. Животных можно было распознать только по форме рогов, птиц — по форме клюва.

Размеры петухов, коней не превышали ширины ладони, барынь — её высоты. Фигурки не всегда расписывали, считая, что они и так привлекательны. Мастерицы украшали грудь животных и птиц защипами. Расписывали обычно в два цвета: синий и красный либо зелёный и красный. Рисунок наносился в виде пятен, линий, которые празднично смотрелись на фоне глины, имеющей бледно-розовый цвет. Роспись никогда не покрывала всю игрушку, а наносилась только на грудь и бока.

В прошлом игрушечницы использовали природные органические и минеральные красители. Синяя краска готовилась из сушёных ягод бузины. Истолченный красный кирпич давал красный цвет, сок листьев лопуха или конопли — зеленый. Для разведения исходного материала использовали два стакана горячей воды, с добавлением двух-трёх столовых ложек уксуса. Чтобы краска из тёртого кирпича лучше ложилась на глину, ее смешивали с клейстером, приготовленным из муки. Пористая глина хорошо впитывала краску, и рисунок приобретал теплые, нежные оттенки. Позднее стали использовать анилиновые красители.

Расписывали игрушки мастерицы птичьим пером или спичкой с кусочком ваты на конце, благодаря которым «линия тянется дольше и не прерывается».

Плешковская игрушка — настоящее произведение народного искусства, сохранившее архаичные черты обрядовых атрибутов. Еще одно из достоинств игрушки — она является музыкальным инструментом. У свистка проделываются два дополнительных отверстия, что даёт возможность исполнять простейшие наигрыши.

Другойигрушечный промысел до середины ХХ века бытовал в деревне Черны́шено Новосильского района. Черны́шинская игрушка разительно отличается от плешковской прежде всего богатством росписи. Мастерицы лепили всадников, коней, баранов с упрямо опущенными головами, горделивых кукол и кормилок с детьми в ярких нарядах.

Но самый любимый персонаж — это птица-кукушка. Расписывали игрушки анилиновыми красками, птичьим пером. Рисовали полоски и точки (кукушечья роспись), напоминающие оперение лесной кукушки.

Игрушки изготавливали к двум весенним ярмаркам, приуроченным к праздникам Преполовения и Троицы, которые проводились в Новосиле.

Более полувека в Чернышено не лепят игрушку, в деревне Плешково давно уже нет жителей, но традиции старинных игрушечных промыслов живут благодаря педагогу, народному мастеру России, члену Орловской региональной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», этнографу, краеведу Наталье Николаевне Фроловой.

Увлечение игрушкой и историей своего родного края пришло к ней не случайно. С раннего детства она была погружена в творческую среду — прадед сам делал и чинил гармошки, дедушка, бабушка и отец замечательно владели этим инструментом. После окончания художественно-графического факультета Орловского педагогического института она по распределению была направлена в город Ливны. Свой творческий путь начинала с работы в студии ИЗО на заводе.

Позже познакомилась с плешковской мастерицей А.М. Иваниловой, от которой переняла технологию изготовления плешковской игрушки. В поисках традиционных корней народной орловской игрушки Наталья Николаевна провела большую исследовательскую работу в Загорском музее игрушки, где открыла для себя другой промысел — чернышинский, Новосильского района. Она разыскала мастерицу А.Х. Афанасову, овладела приемами лепки и сохранила технологию для последующих поколений. Имя Натальи Николаевны Фроловой очень хорошо известно в творческих кругах. Ее игрушки находятся в 31 музее — российских и зарубежных, хранятся в частных коллекциях, побывали на международных выставках и фестивалях.

Государственный мемориальный
и природный музей-заповедник

Ивана Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник Ивана Сергеевича Тургенева «Спасское-Лутовиново», история которого насчитывает почти сто лет, является визитной карточкой Орловской области. В доме Ивана Тургенева создана мемориальная экспозиция, которая воспроизводит обстановку дома в том виде, в котором она была в 1881 году в последний приезд писателя в Спасское.

Музей-заповедник И.С. Тургенева сегодня — это исторически сложившийся комплекс усадебных строений, включающий в себя, помимо дома-музея, храм Спаса Преображения Господня, выстроенный в 1809 году на средства деда И.С. Тургенева — И.И. Лутовинова. В этой церкви 15 января 1816 года венчались родители И.С. Тургенева — В.П. Лутовинова и С.Н. Тургенев. Рядом с храмом — старинное кладбище, в центре которого находится фамильный склеп. В начале XIX века над склепом была сооружена часовня.

На территории усадьбы находилась богадельня, построенная на средства И.С. и Н.С. Тургеневых в 1872 году для престарелых крестьян Спасского-Лутовинова и бывших дворовых людей. Облик усадьбы дополняют восстановленные на хозяйственном дворе постройки: конюшня, каретный сарай, сбруйная, баня и погреб. Неподалёку от мемориального дома — одноэтажный флигель, построенный в 40-е годы позапрошлого века дядей Тургенева, Николаем Николаевичем. В те годы он управлял имением в Спасском. Здесь Иван Сергеевич жил в период ссылки в 1852—1853 годах.

Вокруг усадебного дома на 40 гектарах разбит великолепный парк, густые липовые аллеи которого уступами спускаются к пруду. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, кленов, елей, дубов, вязов, берез, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России. Парк в усадьбе Тургенева является уникальным памятником русского садово-паркового искусства. Парк в Спасском-Лутовинове сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.

Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени. Перекрестья липовых аллей, солнечные лужайки, заросшие шелковистой травой, несмолкаемый птичий щебет и зеркальная гладь пруда были для него дороже любого из прославленных парков Европы. Природа Спасского-Лутовинова не может оставить равнодушным. Она господствует в тургеневских произведениях, заставляя читателя сопереживать героям в печали и радости.

Посещение тургеневского музея-заповедника — это прикосновение к истокам творчества великого писателя, проникновение в смысл его слов: «Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…»

Сегодня территория заповедника значительно расширилась: сюда вошло родовое имение отца Ивана Тургенева — село Тургенево Тульской области. В Тургеневе сохранилось здание Введенской церкви, построенной на средства деда писателя, Н.А. Тургенева, в 1806 году, флигель бумажной фабрики, в котором жил И.С. Тургенев в 1850 году и где он работал над рассказами из «Записок охотника», а также надворные строения. До сего дня в селе Тургеневе сохранился старинный усадебный сад, разбитый в самом начале XIX века на площади около 30 гектаров.

Свято-Духов монастырь,
село Задушное и его люди

На высоком живописном берегу реки Зуши расположено старинное село Задушное. Впервые село упоминается в переписной книге 1685 году как владение Новосильского мужского Свято-Духова монастыря, который относится к числу древнейших православных обителей России.

Усилиями правителей Русского государства обитель была превращена в хорошо защищенную и вооруженную крепость. Она становится своеобразным узловым координирующим центром, вокруг которого складывается цепь казачьих поселений. К сожалению, связь Новосильского Свято-Духова монастыря с образованием казачьих форпостов, охранявших дальние подступы к столице Руси, раскрыта в исторической литературе недостаточно и требует специальных исследований.

В XIX в. монастырь процветал. На его территории было возведено три церкви, богато оснащенные и украшенные: Троицкий собор, церковь во имя святителя Николая-чудотворца, церковь во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя.

При монастыре были устроены больница для монашествующих и богадельня. В ограде обители также размещалось сначала уездное духовное училище, а затем начальное сельское училище, где обучались дети крестьян близлежащего многолюдного села.

В 1917 году монастырь был закрыт и возобновил свою работу только в начале XXI века.

Монастырь сегодня выступает в качестве центра духовного просвещения для населения Новосильского и окружающих районов, а также является центром возрождения казачества и традиционной народной культуры.

Ещё одна жемчужина Новосильского района — фольклорный ансамбль «Задушенские родники». Коллектив был создан ещё в 1972 году, когда были живы носители местных песенных традиций Чернова Мария Петровна, Ушакова Татьяна Ивановна, Лукашина Вера Антоновна.

В репертуаре коллектива старинные песни села Задушное. Песенный материал ансамбля представляет интерес для фольклористов и этнографов.

Ансамбль — желанный гость на праздниках и народных гуляньях. «Задушенские родники» неизменный участник международного фольклорного праздника «Троицкие хороводы в Орловском Полесье», областных и межрегиональных конкурсов, фестивалей, праздников.

С 1993 года руководит коллективом Болгари Валентина Васильевна. Специального музыкального образования Валентина Васильевна не имеет, но благодаря неиссякаемой энергии, трудолюбию, любви к песне и народной культуре она старается довести исполнительское мастерство ансамбля до высокого художественного уровня.

Незабываемый колорит выступлениям коллектива создают этнографические костюмы участников. Местные жители до середины XX века по праздникам носили традиционную одежду. Девушки надевали рубахи, фартуки, красные полосатые юбки и головной убор, который называется «одном». Замужние женщины на поверх рубахи с отложным воротником из фабричной ткани носили круглые понёвы с подтыком, декорированные кумачом и лентами. Фартуки шили из тонкой шерстяной фабричной ткани ярких расцветок. Голову украшал сложный головной убор — «сорока».

Для изготовления «сороки» использовали шелковые ленты, бархат, позумент, металлизированную бахрому, бумажные цветы, бисер, пух и перья домашней птицы.

Литературно-краеведческий музей «Тургеневское Полесье», село Ильинское

Село Ильинское Хотынецкого района Орловской области — место притяжения всех ценителей традиционной русской культуры, старинного крестьянского уклада. Оно находится в Орловском Полесье между древними курганами и городищами. Основал село И.И. Косагов, отец известного русского полководца Григория Косагова, отличившегося в русско-турецких войнах второй половиныXVIIвека. Впоследствии им владели Самойловы, Глинки-Маврины и другие известные дворянские фамилии. Здесь в 1898 году жил композитор В.С. Калинников.

Крестьяне села Ильинское, как всюду в России, до середины XX века жили натуральным хозяйством. Всё необходимое: одежду, обувь, домашнюю утварь, орудия труда, приходилось делать своими руками.

Работники культуры сел Ильинское и Льгов — Любовь Никаноровна Нелюдимова (заслуженный работник культуры РФ, директор Ильинского дома культуры), Василий Николаевич Нелюдимов, Елена Дмитриевна Козлова, Ирина Георгиевна Вострова, решили сохранить память о прошлом этого заповедного уголка Орловской области и создать музей.

Литературно-краеведческий музей «Тургеневское Полесье», созданный в 1991 году, представляет собой крестьянскую хату главным действующим лицом экспозиции которой является русский крестьянин. Его труд, смекалка, художественное чутьё присутствует в каждом предмете основной экспозиции — величественном ткацком стане, пестрых половиках, ярких нарядных понёвах, берестяных туесах, граблях, прялках.

Больше всего впечатляет стремление русских крестьян к гармонии звуков и образов в повседневном обиходе. Убранство комнат: вышивка, шитьё, кружево, резьба по дереву — всё это не было чем-то уникальным. Атмосфера русской деревни наполняет душу музыкой. Наши предки пели во время труда, который сейчас мы называем тяжелым. В Ильинском собирают не только предметы, но и фольклор! Песни жнивные, покосные, для заготовки капусты, для свадьбы.

Фольклорный ансамбль села Ильинское «Калиновый садок» был создан Л.Н. Нелюдимовой в 1992 году. В репертуар ансамбля входят лирические, свадебные, календарные песни сёл Ильинское, Льгов, Булатово. Репертуар фольклорного коллектива за годы его существования значительно расширился. Коллектив добился признания не только в районе и области, но и за её пределами.

Народные песни почти два десятилетия присутствуют в музейной экспозиции, как своеобразная иллюстрация к рассказу экскурсовода. Музей «Тургеневское Полесье» участвует в культурно-значимых проектах, среди которых — ежегодные народные праздники в Орле и в Полесье, проведение Полесских чтений, создание новых выставочных экспозиций — мероприятий, способствующих возрождению духовных традиций Полесского края.

Участники фольклорного ансамбля «Калиновый садок» не только сохранили этнографические костюмы этих мест, но и сами шьют реплики исторических образцов.

Традиционный женский праздничный костюм сёл Льгов, Ильинское, Булатово представляет собой понёвный комплекс. Неповторимый облик хотынецкому костюму придает головной убор «Алый». Свое название он получил благодаря полотнищам натурального шелка красного цвета. Он украшен золотным шитьем и бумажными цветами.

Женщины носили рубахи из домотканого полотна традиционного кроя, рукава вышивали, подол отделывали красной тканой полоской или кружевом. В этом районе сохранилась завеска архаичного типа с короткими рукавами. Её декорировали кружевом, вышивкой, горизонтальными складочками. Хотынецкие понёвы распашные, украшенные вышивкой, лентами.
© 2022 Минкультуры России. Все права защищены.